?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В этом году, в феврале, наконец, в театре Романа Виктюка (памятнике архитектуры 1929 года на Стромынке, в Москве) начали реставрацию. После сноса незаконной пристройки к зданию - ресторана «Бакинский дворик». Многие, наверное, знают, как народный и заслуженный артист России и народный Украины - Роман Виктюк самолично экскаватором сносил ресторан коммерсантов, с которыми судился более 6 лет. Но сегодня не об этой победе, а о некоторых шифрах Михаила Булгакова, которые раскрывает Роман Григорьевич в загадочном романе «Мастер и Маргарита». Недаром это произведение Булгакова Виктюк ставил четырежды! И жалеет лишь об одном, что не записывал свои разговоры с Еленой Сергеевной – женой Мастера (Булгакова)…

Это интервью (одно из нескольких, которое я брал у Романа Григорьевича) почти целиком посвящено интересным фактам из «Мастера и Маргариты». И в самом конце немного будет еще об одном спектакле – «Кот в сапогах в стиле рэп», который также значится в репертуаре театра…



Главный шифр Булгакова

- Почему в четвертый раз я прикасаюсь к тайне? – Виктюк повторяет мой вопрос и после четкой паузы начинает лицедействовать, превращая интервью в моно-спектакль. – Все безумно просто. Потому что в глазах Елены Сергеевны, а я имел счастье с ней общаться, - так вот в ее глазах (а она не могла, конечно, в ту пору говорить открыто все, что она хотела бы сказать), в том молчании, которое было в них, читалось: «Неужели никто никогда не попытается хотя бы подойти к тем шифрам, которые есть в работе?»

Главный шифр романа в том, что палач всегда должен быть наказан. И назван! Естественно, когда я ставил спектакль в первый раз, при советской власти (это был Вильнюс), я даже намеком – при том, что меня очень любил Снечкус (первый секретарь ЦК Компартии Литвы – К.М.) - этого сделать не мог.


(kulichki.com)

Потом я поставил Булгакова в Таллине. И хотя это уже было на закате советской власти, но опять можно было заниматься только какими-то мистическими структурами.

Потом прошло время, и Нижний Новгород пригласил меня сделать спектакль по Булгакову (в 2000-м году – К.М.). И я собрал артистов разных театров этого города, и там уже была первая попытка. И вот потом, на следующий год, уже со своими артистами, потому что они все-таки профессионально и человечески оснащены, как мне кажется, просто замечательно, можно было делать так, как я хотел.

Но все равно для меня Булгаков полностью еще не раскрылся. До сих пор жалею, что не сделал записи после нескольких наших встреч с Еленой Сергеевной… А она мне рассказывала, в чем и что он не договорил в самой главной своей пьесе. Ну, конечно, я отрывками помню наши беседы, и я поставил первый акт так, как он хотел.


Булгаков и посол США

- Так вот, вопросы по «Мастеру и Маргарите» у меня еще остались с тех пор, когда мы читали ее с Михаилом Рощиным и Катей Васильевой, получив книжку от Симонова сразу после того, как рукопись появилась у него в редакции (журнале «Новый мир», главным редактором которого Константин Симонов был в 50-е годы, – К.М.), - продолжает Роман Григорьевич. - И мы в Переделкино, на голоса, как подпольную литературу, читали эту книжку…

Почему же в финале Мастер уходит не в сферу Иешуа, не в сферу света, Креста, встречая рассвет с Воландом?

Замечательный культуролог Саша Эткин из Ленинграда, но живущий в Германии, разыскал все материалы, с кого списан Воланд. Это оказался американский посол Буллит (Уильям Буллит – первый посол США в СССР с 21 ноября 1933 по 16 мая 1936-го – К.М.), который сделал невероятное для Булгакова – он ему выписал визу в Америку. И Булгаков должен был уехать. Но Сталин его не выпустил. И Буллит, друживший с Булгаковым, ничего не мог сделать. Он даже собрал всех советских генералов (в их числе Тухачевского) и членов правительства в посольство на прием. Сотрудники посольства все были одеты в черное. Это своеобразный бал Сатаны из «Мастера и Маргариты». И среди них был Булгаков. В черном костюме с бабочкой, которого у него прежде не было. Ему специально купили материал, сшили…

Таким образом Буллит пытался убедить советскую власть отпустить Мастера. И, по-видимому, этим навредил Булгакову еще больше, сам того не ведая. Но остался одним из светоносных персонажей в жизни Мастера.


посол Буллит (wikimedia.org)


Шифры Мастера

- В книжке безумно невероятное количество зашифрованного, - рассказывает Роман Виктюк. - Соединение реальности и мифа, когда одно произрастает из другого. Я даже думаю, что это – первая постмодернистская книжка в ХХ веке. Мы пытались это ввести в спектакль в виде снов Ивана Бездомного. Потому что сон дает театрально, через гиперболу, гротеск, временное смещение показать и больницу, и вселенную, и красные структуры, и маски всех вождей того времени, и самого Сталина… с высунутым языком.

В финале звучит подлинный голос Иосифа Виссарионовича, потому что и поколение ХХI века обязано осмыслить этот культовый миф ХХ века, миф Мастера и Маргариты, миф Творца и Власти, Творца и Дьявола.

Что значит быть писателем, который творит и рискнул на то творение, которое создано Богом? Если он на это рискнул, значит, он уже подал руку Дьяволу, хочет он этого или не хочет. И это проблема ХХ века – танцы с Дьяволом. И Дьявол – внутри нас. Тот, кто нам нашептывает все тексты – это Дьявол. И разобрать в этих текстах истинные намерения не так просто.

Я тоже не знаю всего до конца. Мастер – такой же светоносец, как и сам Бог. Не знаю, насколько это читаемо в спектакле. Но должно быть читаемо. Мы работали просто сумасшедше. Когда со сцены идет другой свет, бесовское начало этого боится – черти сразу корежатся и защищаются. Сама Маргарита, во-первых, от ведьмы… Это не Гретхен, не Лореляйн с длинными волосами.

В самом первом моем спектакле в Вильнюсе Валя Мотовилова вообще играла женщину, словно вышедшую из концлагеря. С бритой головой, в черном зековском длинном пальто.


сцена из спектакля (userapi.com)

Воланда играет Дима Бозин. Красивый, молодой, умный, все понимающий Воланд. А сам Иешуа, как мне сейчас показалось, должен быть дворовым мальчишкой в майке с буквой «Х». Каждый из них Христос. И он играет только мячиком, он не понимает, к чему его призывают, что его спрашивают, что от него требуют. И в этом трагизм ситуации, вековой драматизм, когда Мастер кричит. Что он тебя ждет. И происходит встреча Иешуа и Палача...

- Артист – это диагноз?

- Конечно. По-другому быть не может. А Булгакова постичь без этого нельзя. Что вы думаете, что Алиса Бруновна (Фрейндлих – К.М.) не в эту «туннелю» входит? Или же Лена Образцова, Наташа Макарова (все они, как и Марина Неелова, Валентина Талызина играли или играют в разных спектаклях Виктюка – К.М.).


Кот Кузмина и Виктюка

- А как вы к «детскому» спектаклю пришли – к «Коту в сапогах»?


- Детская сказка, за которую я взялся, написана одним из великих поэтов уровня Ахматовой, Гумилева, Мандельштама. Это Михаил Алексеевич Кузмин (автор пьесы по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах» - К.М.). Кузмин был предан забвению в 1922-м, хотя умер в 1936-м. И с тех пор об этом человеке никто ничего не знал. А с нашей легкой руки его имя вновь принесено в русскую культуру. Все-таки Серебряный век был яркой эпохой в поэтическом театре, который совершенно не реализован.

Хотя Кузмин, как некоторые говорят, далеко не детский автор. Но сказку, по которой мы поставили спектакль «Кот в сапогах в стиле рэп», он написал именно для детей. Мамы иногда звонят и спрашивают: «если ставит Виктюк «Кота в сапогах», можно детей вести?» Конечно, можно! Ничего там такого нет. Но, конечно, вся наша стилистика присутствует. Естественно, ребята и поют, и двигаются. В спектакле есть пародии на всех самых шлягерных певцов, вплоть до Баскова. И даже в Ленинграде, в котором мы играли тридцать с чем-то спектаклей на огромной площадке Ледового дворца, происходили потрясающие вещи. Мамы, приводившие детишек, прибегали и кричали: «Почему в афише не указан Басков? Ведь он так прекрасен на сцене!»

Так и должно быть – это высоко профессионально со стороны всех ребят, и они играют без снижения планки, без оглядки на то, что спектакль детский. Поэтому я сам и делал его от начала и до конца.

Помню, мы были во Владивостоке, играли «Кота» не днем, а вечером. Успех был даже больше. Причем, среди мам. От радости, от сексуального возбуждения, что они видят красивое, то, чего дома не видят. И потому вместо 20 дней мы пробыли на гастролях больше месяца…

предыдущее интервью со звездой советских детских фильмов - Кукла Суок копает картошку…



promo k_markarian december 20, 2012 15:36 149
Buy for 30 tokens
Привет! Правила в моем промо просты: можно предлагать любые записи, но только без разжигания национальной розни, порнографии, сцен насилия, других негативных картинок и политически ангажированных материалов. Кому нужно, воспользуется, а кому - нет, и не заметит.

Comments

( 189 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
nataly_lenskaya
Apr. 10th, 2013 09:54 pm (UTC)
Про историю с Буллитом даже не слышала.
k_markarian
Apr. 10th, 2013 10:03 pm (UTC)
А этого интервью не было ни в российских СМИ, ни в нете его нет...
(no subject) - nataly_lenskaya - Apr. 10th, 2013 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_markarian - Apr. 10th, 2013 10:06 pm (UTC) - Expand
anna_gaikalova
Apr. 10th, 2013 09:58 pm (UTC)
"Что значит быть писателем, который творит и рискнул на то творение, которое создано Богом? Если он на это рискнул, значит, он уже подал руку Дьяволу, хочет он этого или не хочет" - ох, как это спорно...

А то, что артист - диагноз, это точно.

Спасибо, Карен!

k_markarian
Apr. 10th, 2013 10:04 pm (UTC)
Я тоже считаю этот момент очень спорным, но так кажется Виктюку))
(no subject) - anna_gaikalova - Apr. 10th, 2013 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_markarian - Apr. 10th, 2013 10:14 pm (UTC) - Expand
n_kalas
Apr. 10th, 2013 10:00 pm (UTC)
Очень интересно! Глаза болели, слипались, так как я прошлые две ночи плохо спала, но дочитала! Как будто при мне шел разговор. Молодец, Карен, очень интересное интервью!)
Спасибо!
k_markarian
Apr. 10th, 2013 10:05 pm (UTC)
Рад слышать, Нана! Так завтра бы прочитала, не мучила бы себя))) А то, что тебе показалось, что разговор шел как бы при тебе, так это потому, что все обороты речи Виктюка я оставил)
(no subject) - n_kalas - Apr. 10th, 2013 10:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_markarian - Apr. 10th, 2013 10:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - n_kalas - Apr. 11th, 2013 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_markarian - Apr. 11th, 2013 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - n_kalas - Apr. 11th, 2013 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_markarian - Apr. 11th, 2013 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - n_kalas - Apr. 11th, 2013 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_markarian - Apr. 11th, 2013 11:22 pm (UTC) - Expand
komodo74
Apr. 10th, 2013 10:06 pm (UTC)
пока еще не читал Булгакова
k_markarian
Apr. 10th, 2013 10:14 pm (UTC)
начнешь читать, не оторвешься, Володя!
(no subject) - komodo74 - Apr. 11th, 2013 10:07 am (UTC) - Expand
shtirlits
Apr. 11th, 2013 03:12 am (UTC)
На Чистых Прудах летом сидит совершенно безумный чувак, который продает "коды доступа" к компьютерам Зиона роману "МиМ".
k_markarian
Apr. 11th, 2013 05:27 am (UTC)
Хорошо, что он еще не объявляет себя мессиром)
(no subject) - shtirlits - Apr. 11th, 2013 06:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_markarian - Apr. 11th, 2013 07:19 am (UTC) - Expand
lady_catari
Apr. 11th, 2013 03:26 am (UTC)
Как интересно! Спасибо, Карен, за шикарное интервью!)
k_markarian
Apr. 11th, 2013 05:25 am (UTC)
Мне тоже было интересно, Наташа) Многое узнал тогда))
shtirlits
Apr. 11th, 2013 03:27 am (UTC)
IMG_6608 (522x700, 182Kb)
Типа того
ognnik
Apr. 11th, 2013 04:51 am (UTC)
ого)
(no subject) - k_markarian - Apr. 11th, 2013 05:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - shtirlits - Apr. 11th, 2013 06:53 am (UTC) - Expand
sanna_777
Apr. 11th, 2013 03:35 am (UTC)
Узнала новое об одной из своих любимых книг))) Спасибо, Карен!
k_markarian
Apr. 11th, 2013 05:24 am (UTC)
Мне тоже очень было интересно. Жаль, что Виктюк не делал записи сразу после разговоров с Еленой Сергеевной...
yuliacoba
Apr. 11th, 2013 03:57 am (UTC)
;))) постмодернизм, шифры, эпохальное зло, вековой драматизм...
Виктюк не был бы Виктюком, если бы в контексте разговора о детском спектакле не ввернул бы про сексуальное возбуждение;)))
k_markarian
Apr. 11th, 2013 05:21 am (UTC)
Это само собой!)) Он зато про манюрки ничего не сказал))
(no subject) - yuliacoba - Apr. 11th, 2013 05:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_markarian - Apr. 11th, 2013 05:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - yuliacoba - Apr. 11th, 2013 05:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_markarian - Apr. 11th, 2013 05:37 am (UTC) - Expand
tigra_olga
Apr. 11th, 2013 05:00 am (UTC)
Как чудесно находить то, что интересно в твоём журнале, Карен!)))
Спасибо огромное!)))
k_markarian
Apr. 11th, 2013 05:20 am (UTC)
Пожалуйста, Оля!)) Заходи почаще)
marusa_muse
Apr. 11th, 2013 05:12 am (UTC)
самолично экскаватором сносил ресторан
За снос этот "дворика", уважаю!!!
Мужик!
Всё, что делает Виктюк, неординарно и интересно, ибо Мастер!))
k_markarian
Apr. 11th, 2013 05:19 am (UTC)
Re: самолично экскаватором сносил ресторан
Ему, как он рассказывал, не раз угрожали до этого...
wisaev
Apr. 11th, 2013 06:04 am (UTC)
интересно....
Доброго и прекрасного дня ...
k_markarian
Apr. 11th, 2013 07:14 am (UTC)
Спасибо.
Удачи и хорошего четверга!)
stolyarova
Apr. 11th, 2013 06:07 am (UTC)
Спасибо, Карен)
Виктюк есть Виктюк)))
k_markarian
Apr. 11th, 2013 07:15 am (UTC)
пожалуйста, Люда)
Виктюк он такой Виктюк!
3000top
Apr. 11th, 2013 06:43 am (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
k_markarian
Apr. 11th, 2013 07:16 am (UTC)
Re: 3000-ТОП
))
luiza7
Apr. 11th, 2013 07:20 am (UTC)
Невероятно интересно, Карен.
Мы делали с ребятами работу о Булгакове. Даже сайт попробовали сделать. С музыкой. Искали материалы о его родных, читали "Собачье сердце", "Роковые яйца", "Мастера", "Дни Турбиных". Ребята лазили дома по сети - искали фотки, материалы, биографии его родных. В школе сети не было.
Такой мастер. Мне родители потом говорили, что они тоже втянулись в эту необыкновенную атмосферу этого необыкновенного творчества. И такой тяжёлой жизни. Бросить вызов палачу - это надо было иметь такой характер!

А о прообразе Воланда не знала.
Молодец Виктюк, замечательный режиссёр.
И, с интервьюером ему повезло. Замечательно интересный репортаж. Спасибо тебе, Карен. Всегда бежим к компу, в надежде на то, что там, твоя новая публикация.
k_markarian
Apr. 11th, 2013 07:29 am (UTC)
Спасибо, Лилия! Твои слова - отрада для души. Мне тоже были интересны открытия Виктюка, думал, что и друзьям будут интересны. Но то ли Воланд их испугал, то ли Виктюк оттолкнул, то ли Булгакова не знают... То ли все вместе, и в серьезные темы влезать не хочется.
Причем, час листал френд-ленту специально! Сплошные пожелания доброго утра, "красивые девушки", притчи, перепосты, перепосты перепостов, вторичные новости, баяны и другой "свежак" рулят!
(no subject) - luiza7 - Apr. 11th, 2013 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_markarian - Apr. 11th, 2013 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arfagrafia - Apr. 11th, 2013 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_markarian - Apr. 11th, 2013 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luiza7 - Apr. 12th, 2013 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - arfagrafia - Apr. 12th, 2013 10:37 am (UTC) - Expand
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 189 comments — Leave a comment )

Profile

лето, 2010
k_markarian
Карен Маркарян

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com