Если я скажу, что Владимир Семенович был армянином (мои земляки ведь любят выискивать у всех армянские корни)), вы будете долго смеяться. Но если я скажу, что его мачеха - "мама Женя", урожденная Мартиросова (Мартиросян - на снимке), которая воспитывала его в детстве, была армянкой, смеха, наверняка, не будет. А если еще добавлю, что Высоцкий крестился в Армянской церкви?..
Впрочем, какая разница! Высоцкий - выше национальных границ и границ вообще. По опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2010 году, Владимир Семенович, названный Валентином Гафтом "просто советским гением", занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина! Так при чем тут армяне? При том, в частности, что во время недавней миссии народной дипломатии "Все едут в Ереван" небольшая группа рижан повезла в Армению доску-основу будущего барельефа Высоцкому, в котором свою энергию оставили, прилепив по кусочку скульптурного пластилина, уже более двухсот человек из разных стран мира - известные и не очень... Вскоре останется только изваять профиль Владимира Семеновича, вставить в пластилин кусочки магаданского метеорита (переклик с идеей Марины Влади, желавшей установить метеорит на могиле мужа, сверкнувшего, как метеорит) и отлить барельеф в бронзе. Оригинал его планируется установить в Риге, и еще три оригинальных копии уедут, скорее всего, в Россию, Польшу и Армению.
заглавный снимок - culture.ru
Вот так основа барельефа выглядела в начале февраля этого года, когда в Ригу приезжал Никита Высоцкий (младший сын поэта, актера и певца) с музыкальным спектаклем «Высоцкий. Райские яблоки». Он расписался на доске и оставил на ней свой кусочек пластилина. А снимок сделал координатор проекта "Владимир Высоцкий и современники" - Юрий Кайда из Международной ассоциации «Чаша мира», которая находится в Латвии.
Идея создания барельефа памяти Высоцкого к 75-летию со дня его рождения возникла в прошлом году, когда в Ригу приезжал сопредседатель благотворительного Фонда Владимира Высоцкого космонавт Георгий Гречко. Георгий Михайлович был ведь не только в хороших отношениях с Высоцким, но и впервые взял записи его песен в космический полет.
Вслед за Гречко, расписавшегося на доске и оставившего свой кусочек пластилина, это же вскоре сделал другой космонавт - бывший рижанин Анатолий Соловьев. Затем - "польский Гагарин" Мирослав Гермашевский. Потом - мэр Эберсвальда, где у служившего в Германии отца и его супруги Евгении в 1947 году жил маленький Володя. Под песни Высоцкого фрагменты пластилина оставляли на доске и многие обыкновенные поклонники таланта поэта и певца. Так было и в Армении...
Хотя при отливке барельефа вокруг профиля Высоцкого разместят лишь некоторые автографы и знаки, оставленные знаменитыми современниками и близкими друзьями артиста.
Володя с родителями. Слева - "мама Женя" (russianpoetry.ru)
Евгения Степановна и Володя на отдыхе, г.Бад Эльстер, Германия, 1948 (goratchok.narod.ru)
А это - верхняя правая часть будущего барельефа с автографами Никиты Высоцкого и Даниэля Ольбрыхского - близкого друга Владимира (интервью с польским актером читайте в моей галерее звезд - здесь)
В Армении доска-основа барельефа побывала и в уникальном высеченном в 13 веке прямо в скале монастыре Гегард, и у стен кафедрального собора 4 века в Эчмиадзине. Руки к ней приложили и дети из эчмиадзинской школы искусств. И, наверное, не удивительно, что у создателя центра - поэта Грикора Бабаханяна под рукой нашлись записи Высоцкого, хотя о нашем приезде он заранее даже не знал. Просто в Армении любят и знают творчество Владимира Семеновича даже совсем молодые люди.
Например, к 70-летию Высоцкого, 5 лет назад, в Ереване выпустили книгу «Памятник» - переводы ста стихов Владимира Семеновича на армянский, сделанные филологом и поэтом Ованесом Сарояном. К тому же, рядом с каждым переведенным стихотворением помещен оригинал.
Да что там поэты, когда даже армянские чиновники читают и почитают Высоцкого. Впрочем, и армянские чиновники тоже бывают поэтами. Так, работник министерства культуры Армении Арам Гюрджян в январе этого года в честь 75-летия Высоцкого в ереванском Доме Москвы устроил моноспектакль "Парус". Когда Арам читал стихи Высоцкого зал не только поддерживал чтеца, но иногда даже... опережал! А ведь Арам (автор трех поэтических сборников) сам-то родился-то в 1980-м, когда Высоцкий ушел из жизни. А многие из тех, кто был в зале, еще позже... Вот и думайте.
под песни Высоцкого, звучавшие в этнографическом музее и центре искусств Эчмиадзина, эти одаренные детки (певцы, актеры и скульпторы) оставили свою чистую энергетику в прикосновениях к будущему барельефу.
а это у стен кафедрального собора Эчмиадзина на доске свой кусочек пластилина оставляют депутаты эстонского парламента. И они любят Высоцкого...
Высоцкий, когда жил в Большом Каретном переулке, любил пропадать у своего старшего близкого друга Левона Кочаряна, сына знаменитого актера и рассказчика, народного артиста СССР Сурена Кочаряна. У Левы, работника угро, а позже - оператора и режиссера - собирались тогда многие знаменитости. В легендарной коммуналке на Большом Каретном у Кочаряна Высоцкий познакомился с Василием Шукшиным, Андреем Тарковским, Артуром Макаровым, Эдмондом Кеосаяном, Григорием Поженяном и Юлианом Семеновым. На Левином «Днепре-10» были сделаны самые первые записи Высоцкого, которому тогда было 17 лет. А чуть позже состоялись знакомства с режиссером Сергеем Параджановым и клоуном-мимом Леонидом Енгибаровым, которому Высоцкий посвятил стихи и смерть которого очень тяжело переживал.
А еще Высоцкий тесно дружил с переводчиком Давидом Карапетяном, сыном тогдашнего предсовмина Армении. Обоих сближало и то, что их жены были француженками (Марина Влади и Мишель Кан). Рассказывают, что после очередного вояжа, когда у них закончились деньги, именно Давид организовал Высоцкому концерт в Ереване. Выступление прошло на редкость отлично. Владимир, заметив, что ни у кого в первых рядах не было магнитофонов, расслабился и пел в том числе и "запрещенные" свои песни. Аплодировали особенно сильно. Когда уже в аэропорте, куда привезли коньяк, фрукты и гонорар, Высоцкий поинтересовался, как же все-таки называлось то учреждение, где он выступал, ему стало не до смеха. Ответ был: "В КГБ". Впрочем, Высоцкого успокоили, заверив, что всем концерт очень понравился, и ему просили передать, что очень ждут его в гости еще раз.
Высоцкий в роли Гамлета в знаменитом спектакле Таганки (vedkar.ru)
Что же касается веры Владимира Семеновича и его религиозности или наоборот атеизма, амикошонства по отношению к церкви... Каждый может найти в его песнях подтверждение и тому, и другому ("В церкви смрад и полумрак, Дьяки курят ладан. Нет! И в церкви все не так, Все не так, как надо..."). Но - не забывайте, что первую клиническую смерть Высоцкий пережил уже в 1969-м. Пишут, что примерно в это время, году в 1970-м, он и крестился. Почему в Армении, а не в Москве? Скорее, потому, что не хотел подставлять своего отца - глубоко партийного человека и, конечно же, любимого Юрия Любимого, режиссера Таганки - его второго отца и в театре, и по жизни... Да и в Армении, наверняка, он это видел, к церкви было иное отношение, чем в других советских республиках... (Помню, что сам ходил с крестиком к школе, как почти и весь наш класс. Как строилась церковь напротив спортивного клуба, в котором занимался.) Уверен, что и под строгими костюмами у многих армянских чекистов также висели на шеях их нательные крестики... Потому что христианство для армян - это давно гораздо больше, чем религия...
О крещении Высоцкого в Армении рассказывала и мать его детей - вторая супруга Людмила Абрамова, и старший сын Аркадий, есть и другие свидетельства. Церковные-то сохранились вряд ли. Вероятнее всего, никаких пометок в ту пору о крещении Владимира Семеновича все же, по понятным причинам, сделано не было. Одни называют местом крещения - Эчмиадзин, другие - монастырь в Хор-Вирапе. Как бы там ни было, мне куда ближе такие строчки Поэта из его последнего стихотворения, написанного им 20 июля 1980 года, за 5 дней до кончины:
Мне меньше полувека — сорок с лишним,—
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
Journal information