Когда мой старший учился в 1-м классе, мне уже приходилось писать о странном подборе школьных предметов, одобренных латвийским Министерством образования в русских школах. Например, о природоведении (!) для первоклашек и в комплекте с ним рабочей тетради "Познаем окружающий мир". О том, в частности, что такое полевица, — о чем не догадывался никто из моих взрослых знакомых (луговая сорная трава, по–латышски — smilga). О всяких лютиках–цветочках, названия которых вдалбливались малышам и вдалбливаются по сей день (на русском и латышском), начиная уже со второй четверти 1–го класса!
Отдельный вопрос сейчас — желание политиков–радикалов вообще закрыть тему русских школ в Латвии, переведя их на единый великий и могучий государственный язык. Облатышить русских против их воли. В принципе, это и так отчасти происходит. Реформа 2004 года, когда 60% предметов в русских школах стали преподавать на латышском, сделала свое дело — конкурентоспособность русских школьников, по сравнению с латышскими, слабеет, знания ими точных предметов ухудшились. Видимо, такова и была цель идеологов–реформаторов. Как сказала мне недавно знакомая учительница, из наших детей хотят вырастить слуг для местных господ…
Что же преподают русским школьникам сейчас? Странный набор предметов! Вместо ботаники (с пестиками и тычинками) пятиклашек, например, тыкают во взрослую тему о половой системе человека. Причем делают это с каким–то странным уклоном, приводя тексты и картинки сомнительного свойства. А в учебнике по литературе печатают тоже странные, якобы шуточные, стихи, которые призывают к отказу от женитьбы, детей и… прилежания в учебе.
Вместо лего — презерватив?
Я не ханжа. Пусть ребенок получает ответы на свои самые откровенные вопросы у родителей и в школе, чем на улице. Но именно ответы на вопросы, когда они у него появляются. Не надо лезть к ребенку с рассказами об интимной сфере, если он об этом даже не помышляет. И дело как раз таки в ответах. В тактичности, в умении объяснить, не краснея и не потея, сокровенные стороны жизни человека.
Мне, например, еще в прошлом году по какому–то поводу пришлось спокойно рассказать своему пятиклашке, что такое сперматозоиды. Или что такое презерватив — слово, вырвавшееся из телевизора…
К слову, о телевизоре, Интернете, газетах и журналах. Конечно, как бы мы ни просили наших детей отвернуться от экранов, когда вдруг в телике самым неожиданным образом возникает "обнаженка", или как бы скоро не переключались на другой канал, они все равно успевают многое увидеть и услышать. А про гигиенические тампоны и прокладки я вообще молчу — реклама этих спецсредств прет из всех, пардон, щелей в любое время суток, громогласно прерывая практически любые передачи и фильмы.
А полуобнаженные красотки на первых страницах газет, которые мы приносим домой? А глянец журналов и виртуальный мир?
Тут покрывалами экраны и мониторы не завесишь… Да оно и не надо. Просто старайтесь не нервничать в эти особые моменты, если уж что–то показывают этакое! Привлекать внимание детей к откровенным картинкам и будоражить психику ребенка ненужной ему пока информацией совсем не обязательно.
Ну зачем, скажите, 11–летним мальчишкам и девчонкам разглядывать рисунки обнаженных детишек и девушек с парнями в учебнике на латышском языке по социальным знаниям?
(картинки из учебника)
Автор — Инта Мара РУБАНА — повествует о главных изменениях в пубертатном (именно так в учебнике) периоде в жизни детей. Например, о том, что мальчики изредка беспокоятся о том, правильного ли размера их член. Но если беспокоятся "изредка", так зачем же об этом писать? Чтобы вынести жизнеутверждающее: "Размер не имеет особого значения, и нельзя утверждать, что большой член свидетельствует о мужественности"! Знайте, мальчики, и не меряйтесь писями — тетя Инта предупредила…
Про девочек тоже все расписано. Про менструальный период — подробно. Ну и про волосы, которые появляются "вокруг срамных мест и подмышками", тоже отмечено. А кто не просек материал по–латышски, может прочесть об этом в учебнике по природоведению на русском. Над ним потрудилась целая группа авторов — М. Кусиня, Д. Межзиле, А. Николаенко и Б. Шкеле. У них можно узнать, что "девочка в возрасте 12–14 лет, разумеется, еще не готова к вынашиванию ребенка (беременности) и последующему уходу за ним…" Если не готова, зачем же тогда об этом писать?
Особенно изящен пассаж о яйцеклетке, которая по маточной трубе движется к матке: "Если при этом яйцеклетка встречается с мужской половой клеткой, происходит оплодотворение и начинается развитие ребенка". Слово "оплодотворение" выделено зеленым шрифтом. Правда, не указано, откуда в маточной трубе вдруг взялась мужская половая клетка…
Зато очень настойчиво — о гигиенических пакетах для девочек. И о необходимости ежедневно подмываться теплой водой, причем желательно со специальным жидким гигиеническим мылом и т.д. Зачем вот только все это читать мальчикам?
Не проще ли было провести в рамках классного часа отдельные занятия с девочками и мальчиками, которые бы провел школьный врач? Зачем мальчикам читать про то, что у девочек в возрасте 12–14 лет "начинают развиваться молочные железы, покрываются волосами подмышечные области и лобок"?
Здесь же — картинки с подробной анатомией половых органов мужчины и женщины. А завершает учебный материал по теме фотография презерватива с упаковками двух видов и описание назначения этого противозачаточного средства…
Моему сыну и его одноклассникам презервативы, к счастью, пока не нужны. Они предпочитают лего.
"Учебники — полное г…"
А как реагируют на подобный учебный материал сами учителя? Классная руководительница моего сына в начальных классах даже провела своеобразный опрос среди коллег на эту тему и рассказала мне потом о его результатах.
Отношение самое разное: от — "пусть знают", до — "рано еще". Те, кто "за", — апеллируют к тому, что в старших классах у школьников де "уже все шевелится", и половые вопросы вызывают, мол, нездоровый интерес. Поэтому лучше раньше, когда "еще не шевелится". Так зачем же подталкивать к этому? Чтобы "зашевелилось"?
Есть еще одна категория учителей, которые то ли равнодушны, то ли устали от жизни и поэтому склонны реагировать на все с нескрываемой апатией. Их позиция — не иметь позиции. Не нравятся учебники родителям? Жалуйтесь в министерство, это оно нам их спускает… Почему–то образ унитаза возник. Ходят министерские титульные дядьки и тетки в туалет и…
Сама классная руководительница считает, что в классе 7–м о половых нюансах стоило бы рассказывать. А сейчас, если и подавать, то крайне умеренно, на отдельных занятиях с мальчиками и девочками.
Поговорил я и с директором одной из русских школ. Она сама преподает в старших классах и поэтому мои примеры из учебников ее несколько удивили. Хотя поначалу она привела убийственный пример: мол, теперь и в 11 лет рожают.
А потом заметила, что и общество, и школа сейчас переживают не лучшие времена. Какое общество — такая и школа. Она — как отражение происходящего… Или зайдите в Интернет, посетовала директор, там даже на нейтральных сайтах такое порой выскакивает!
— Пятиклашки уже обо всем и так знают. Больше нашего некоторые видели. А любопытство детское берет свое. Так лучше детям рассказать об этой стороне жизни каким–то удобным языком. У нас, например, с девочками и мальчиками о половой жизни беседует врач школы…
Так и я о том же. О подаче этой щекотливой темы, о хороших составителях и переводчиках, которые будут потом переводить с латышского на русский этот самый пубертатный период. Конечно, в плане сексуального образования Рига и в советские времена была эдаким авангардом загнивающего образа жизни. Здесь издавались всякие смелые брошюры с картинками того самого и текстами о том самом, чего в Советском Союзе как бы не было. И теперь, когда уже западные туристы ездят в Ригу в сексуальные туры, в Латвии могли бы и успокоиться. Мол, догнали и обогнали (эх, товарищ ХРУЩЕВ не дожил!). Ан нет, чешется ведь у кого–то, как бы сказал неповторимый Виктор ЧЕРНОМЫРДИН.
Когда я стал приводить подробности из учебников, директор постепенно соглашалась со мной, что подача материала — та еще. А процитированные стихи из "Страны читателей" (учебник по литературе для 5–го класса) ее просто добил: "Тексты для детских учебников многие просто на букву г… Присылают черт–те что. А ведь тексты для детей требуют особого подхода…"
Почему Кощей Бессмертный?
В ЖЖ одна блогерша из литературного детского сообщества недавно с ужасом выложила фотографию из детской книжки вот с такими стихами хорошо известного в России автора Андрея УСАЧЕВА:
Кощей Бессмертный
Почему Кощей Бессмертный
Прожил десять тысяч лет?
Потому что был бездетный.
И детей не любит… Нет!
Эти дочки и сыночки –
Хуже нету заморочки:
То корми их, то играй…
Хоть ложись и помирай!
Почему Кощей Бессмертный
Просто сказочно богат?
Потому что он бездетный
И к тому же — не женат.
Эти дочки и сыночки
Деньги вытащат из бочки:
То конфеты, то наряд –
Вмиг папашу разорят!
Эти дочки и сыночки
С сундука сорвут замочки:
Доберутся до яйца –
Трах иглу… И нет отца!
Довести способны дети
И Бессмертного до смерти.
Почему Кощей Бессмертный –
Всемогущий властелин?
Сундучок его заветный
Не найдут ни дочь, ни сын.
Понравилось? Смешно? Знаете, как на форумах его мамы называют? Ужастик. "После таких стихотворений дети должны становиться убежденными "свободными от детей", — еще одна цитата.
Я написал тогда пародию в своем блоге: текст
Народ принялся обсуждать: как оригинал можно было вообще печатать в детских книжках и кто это все издает? Издают, однако. И не только в России, как оказалось. И не только такое, но и похуже. Когда показал усачевский стишок сыну, он меня огорошил, что он у них в учебнике по литературе есть. Посмотрел. Точно. Только "трах" на более скромное "чик" заменено. К слову, сыну стих не понравился. Как и тот, который рядом, на следующей странице, — еще один шедевр Усачева:
Василиса Премудрая
(бывшая Прекрасная)
Была она Прекрасная:
Улыбка — солнце ясное,
Коса — пшеница спелая,
А ручка — снежно–белая.
Но вздумала девица
Премудрости учиться:
И день и ночь за партою
Корпела над наукою…
И сделалась горбатою,
Кривою, близорукою.
Красавицу поблеклую
Зовут теперь Премудрою:
Она трет щеки свеклою,
А носик мажет пудрою…
Как палка, стала тощая,
От чтенья лоб наморщила…
И сказала хмуро:
— Какая же я дура!
Приколитесь, родители! А вы еще дочек ругаете. Видите, что в книжках пишут? Чего красоту свою–то гробить, учиться, корпеть… Кто потом замуж возьмет? А так — отгуляем в школе свой пубертатный период, задержимся немного, а потом папика какого–нить найдем!
Автор этой "Страны читателей" — экспериментального учебника по литературе для пятиклашек, утвержденного Минобразом Латвии еще в 2003 году — Ольга ФИЛИНА. В конце этих стихотворений она предлагает школьникам сравнить Кощея и Василису из стихотворений Усачева с персонажами народных сказок, использовав схему сравнительного описания. Вона какой серьезный подход! Типа не верь глазам своим. Это — юмор теперь такой. Но на всякий случай автор учебника все же спрашивает школьников: "Как ты думаешь, поучительные ли эти стихотворения? Почему?" (выбора г–жа Филина, правда, пятиклашкам не оставляет). И еще: "Каким ты представляешь поэта, прочитав его стихи?"
Не знаю, как дети, но я его представляю похожим, наверное, на дяденьку из латвийского Минобразования. Он бы с ними спелся. Особенно если бы прочел им следующий свой стих:
Неумойка
Он пятнадцать лет не мылся,
И не стригся, и не брился,
И одежды не стирал,
Даже нос не вытирал.
Как зайдет к Яге, та ахнет:
ФУ–ТЫ!..
РУССКИМ ДУХОМ ПАХНЕТ!
Так выделено в оригинале — в детской книжке с говорящим названием "Азбука Бабы–Яги". Иллюстрация — соответствующая: тот, от которого "пахнет русским духом", выглядит, как оборванец, весь зарос волосами, с грязной рожей и красным носом, передвигается на четвереньках. Даже Баба–Яга чуть из ступы не вывалилась. "Пахнет", видно, так, что мыши и кот разбегаются, но одна мышка явно не успела — окочурилась…
А что вы думаете по поводу того, чему и как учат наших детей?
Journal information