Латыши пляшут и поют и не задумываются о том, как живут их соседи и о том, что свою культуру и этнос могут сохранить только в союзе с русскими...
"ЛАТЫШЕЙ НАДО ВСТРЯХНУТЬ!"
- считает бизнес–консультант Айнарс КОМАРОВСКИС, пожалуй, единственный представитель латышской интеллигенции, который не боится идти против течения и прослыть «предателем» среди зомбированных соотечественников.
Я познакомился с Айнаром 2 года назад. Тогда в интервью он высказывал совсем непривычные для сегодняшней титульной среды призывы — строить отношения с Россией, а не с Западом, выйти из НАТО, вместе с русскими Латвии праздновать 9 Мая…
Вот и его отношение к акции "За русский язык" (я писал об этом в ЖЖ 3 апреля - http://k-markarian.livejournal.com/2011/04/03/) вызывает у многих его оппонентов в латышской блогосфере лишь нападки и обвинения в предательстве национальных интересов. Однако Айнарс КОМАРОВСКИС глубоко уверен в том, что свои национальные интересы латыши могут отстоять только с помощью русских…
Айнарс Комаровскис
Раскачать систему
— Айнарс, как ты относишься к акции "За русский язык", которая набрала большие обороты: тысячи людей ставят подписи за возможность провести референдум о признании русского языка вторым государственным?
— Я одобряю это. Любые шаги нужны, которые способны раскачать сложившуюся ситуацию и сплотить русское общество. Правильно высказался один из лидеров движения, что латышам нужно, чтобы русские проявили волю. Смирение русских со своей участью только ободряет тех, кто готов закручивать гайки и дальше.
Кроме того, средний латыш обычно и не знает, чем дышит русский, какие у него проблемы, на каком языке учатся в школе его дети. Многого чего не знает. О тех же различиях в правах и возможностях. Что русскому, если даже он гражданин, все равно не светит то, что светит латышу. Несправедливость заложена изначально.
Поэтому я даже допускаю возможность, что будут два референдума одновременно: за закрытие русских школ (идея ультра-радикалов уже получила ход у Центризбиркома Латвии, объявившего начало опроса на эту тему среди избирателей – Авт.) и за русский язык как второй государственный. Но и то, что эта акция за родной язык уже идет, это — факт фундаментальный, он изменит ситуацию капитально. Независимо от того, как все закончится. Сейчас уже игнорировать то, что здесь живут русские и имеют свои требования и желания, не получится. С этим нельзя будет не считаться…
***
— Да и многие латыши узнают и поймут, что русским, оказывается, не так и хорошо, как казалось, что соседи, живущие рядом, не хотят быть и дольше людьми второго сорта…
— Да, так и есть. Ментальность у латышей такова, что если большинство принимает какую–то точку зрения, то к ней присоединяются автоматически и остальные. Поэтому и нужно более широкое движение за русский язык, чтобы привлечь на свою сторону и латышей, чтобы они начали задумываться, что что–то не так. Чтобы впоследствии произошли изменения в их сознании и устоявшемся мировоззрении.
И не надо пытаться обвинять сейчас русских в какой–то попытке дестабилизации общества. Вряд ли бы они начали это движение за русский язык, если бы Visu Latvijai! («Все – Латвии!», ультра-радикалы, получившие 8 из 100 мест в Сейме - Авт.) год назад не выступило с акцией по закрытию русских школ.
Нацрадикалы неспроста появились в Сейме. Их рейтинг не с нуля появился. Они имели огромные возможности в прессе. Можно сказать, что газета Lauku Avīze («Сельская газета» - Авт.) — 100–процентный их ресурс, а Netkarīgā Rita Avīze («Независимая утренняя газета» - Авт.) — наполовину. Вот поэтому у многих латышей была надежда, что им, молодым и напористым, удастся встряхнуть засидевшихся во власти, начать что–то менять. А в реальности теперь нет никакой разницы между Vienotība (правящее объединение «Единство» - Авт.) и радикалами, они вместе работают. Здесь наглядно проявилось то, что у Visu Latvijai! нет никакого представления о народном хозяйстве и геополитике. Единственное, что они знают, — что надо бороться с русскими. Они — как школьники, которым учительница внушила одну–единственную мысль, будто мир состоит исключительно из этой борьбы. С этой идеей — единственной в своих головах — они и попали в Сейм.
Я в начальной школе, может, тоже примерно так думал. Но потом разобрался, что к чему. Упрек здесь к советской идеологии, которая, желая всем добра, уходила от острых вопросов. Русские в этих вещах сами разобрались, а латыши остались при своем и оказались легкой добычей западного влияния. Они как были детсадовцами или учениками начальной школы, так на таком уровне и остались…
Если ЭЛЕРТЕ занялась культурой…
— Как тебе новая программа интеграция минкульта? В которой русским милостиво дозволяется интегрироваться, читай — стать латышами… В этом ли суть настоящей интеграции?
— Программа минкульта ничем принципиально не отличается от предыдущей политики властей, которая проводится все эти 20 лет. Я другого, впрочем, и не ожидал. Если Сармите Элерте (новый министр культуры – Авт.) занялась культурой — ясно, какое это будет направление.
— Ты упомянул бывшую главную редактрессу газеты Diena («День» - крупнейшая латв. газета – Авт.). Говорят, сам в этой газете выступил недавно, да так, что на тебя обрушились упреки в предательстве…
— Это был блог в электронной версии. Я не надеюсь, что мои статьи когда–то появятся на страницах бумажной Diena или любой другой латышской газеты… А в блоге я писал о том, что поменять в нынешней системе уже ничего нельзя. И если есть желание это сделать, то латышам одним это не под силу. Им нужны союзники. Но сначала они должны осознать, чего хотят. Одним желанием «жить хорошо» лучше жить не станет. Если есть желание поменять судьбу, то им в этом могут помочь только русские. Выкарабкаться, так или иначе, возможно только с русскими. Если латыши это признают, то это будет уже половина дела. А вторая — латышам надо понимать, что свою культуру возможно сохранить только в союзе с русскими. Так, как это было до 1990 года: музыка, искусство, театр. Но не только. Культура — это еще и мировоззрение, отношение к работе, общение, система ценностей и все прочее, из чего состоит наша повседневная жизнь. Все это развивалось до 1990 года и до 1914 года, до Первой мировой войны. В 30–е годы ничего нового не появилось. Более того, можно говорить, что культура стагнировала.
А в советское время, когда латышский язык не был государственным, латыши умудрились развиваться. Зато сейчас, когда латышский имеет государственный статус, когда за латышами все преимущества монопольной власти, — народ, культура, страна деградируют… Латышам трудно это принять, но надо. В какой–то момент это осознание придет.
Поэтому я и написал тот блог, как и десятки других статей. Но пока нормальной дискуссии нет (все сводится к пошлости и ругательствам). Официальный эфир для таких дискуссий закрыт — власти этого боятся и, естественно, не допустят. Зачем им под собой кресло расшатывать?
— Не кажется ли тебе, что стравливание латышей и русских выгодно в первую очередь правящим, которые проводят поистине антинародную политику, обирая стариков, детей, и без того пострадавших от кризиса людей урезанием социальных программ и увеличением всевозможных тарифов и НДС?
— Ну конечно! То, что сейчас происходит, раньше даже трудно было себе представить. Если хотя бы сотая часть этого имела место быть по вине русских или советской власти — скажем, в 1980–е, — то происходящее назвали бы не иначе как геноцидом.
— Так геноцид сейчас и происходит — молодежь уезжает из Латвии, старики вымирают, женщины рожают все меньше… Уже подсчитали, что через сотню-другую лет латыши при такой политике исчезнут как этнос… За какую же такую самоидентичность ратуют тогда власти?
— Это, конечно, только слова. Управляющий центр действиями и высказываниями властей находится вне Латвии. А здесь только его проводники и исполнители. Кто–то скажет, что ему, будучи у власти, никто не указывал извне, что говорить и что делать. Бывает и так — но в этом случае, значит, взгляды сошлись. Иначе этот человек просто не попал бы во власть.
— Латвия превращена в разменную карту на весах геополитики. Запад интересует ее территория, а вопросы национальной идентичности его, похоже, не колышат…
— Абсолютно. Для них эти вещи вообще третьестепенны. Это власти тут выставляют их как первостепенные, для успокоения народа, что Запад вполне устраивает. Хотя проскальзывают иногда и со стороны так называемой элиты мысли, что латышский язык и культура второстепенны по отношению к общим интересам Западной цивилизации.
Эта элита вполне послушна, она не то что выполняет указания, а даже считывает желания с губ своих иностранных покровителей, готова в любой момент, даже без подсказки, их исполнить. Поэтому подобная система Запад вполне устраивает. С помощью этих людей можно легко контролировать недопущение сближения с Россией. И пропагандистская машина по мифотворчеству о "страшных русских" вполне успешно работает вот уже 20 лет.
Я хочу еще раз напомнить латышам, что никакие демонстрации, пикеты или забастовки латышей ничего не изменят — это пустая трата времени. Без русских мы обречены. Исход акции Visu Latvijai! тоже никак не повлияет на самочувствие латышей. Однако победа на референдуме "За русский язык" автоматом смещает существующую элиту и меняет государственную систему. При новой системе латыши никуда не денутся. Они останутся при власти, но это будут другие люди — те, кто болеет за свой народ и землю и знает, как лучше им помочь…
Интервью вел Карен Маркарян
(интервью опубликовано в латв. еженед-ке "Вести" 7 апреля)
Journal information