Так, например, в передаче «900 секунд» на латвийском телеканале LNT исполнительный директор Совета иностранных инвесторов в Латвии Гирт Грейшкалнс невольно вынес вердикт результатам политики властей, которые за четверть века изжили все, чем гордилась страна: высоким уровнем образования, квалифицированной рабочей силой, передовыми технологиями.
Грейшкалнс, рассказывая о том, почему никто особо не торопится инвестировать средства в Латвию, конечно, о политической составляющей момента не думал. Он передал лишь то, что озвучивают потенциальные инвесторы.
Изобретатель ремантадина Янис Полис в больнице - за полгода до смерти. Его немного подлечили и выписали. Пенсии не хватило, чтобы лечиться дальше… Фото: infotop.lv/1tv.ru
Главными тормозами для инвестиций иностранные (да и многие местные) предприниматели считают недостаточный уровень образования, отсутствие требуемых навыков у работников, нехватку квалифицированных рабочих кадров, высокие налоги на рабочую силу, а также недостаточную эффективность судебной системы.
Не много ли проблем для небольшой страны? Куда подевались ее образованные работники? А туда же, куда и вся промышленность и образование с наукой и медициной. Развалили, изжили, выжили, уничтожили. Одна судьба изобретателя ремантадина чего стоит. Янис Полис умер в нищете, от голода, не дожив даже до 73 лет. Он попал в больницу в состоянии глубокого истощения.
Патент, выданный ученому в 1969-м на 20 лет, в независимой Латвии на себя оформило предприятие Олайнфарм, одно из немногих, которое успешно работает с советских времен, зарабатывая на том же ремантадине миллионы.
В последний раз Яниса я видел зимой 2011 года в армянской церкви в Риге в каком-то старье, с ногами в разбитых и явно большего размера незашнурованных ботинках… Когда его выставили из квартирки денационализированного дома, Рижская дума предоставила ему жилье в социальном доме, который находился недалеко от армянской церкви, куда он ходил на службу, хотя опухшие ноги едва позволяли передвигаться. В апреле того же года ученого с мировым именем не стало…
А более молодые и квалифицированные давно уехали из Латвии в поисках лучшей доли. Рабочих практически вообще не осталось. Эти специальности ведь для черной кости. А большинство из дорвавших до власти еще в 1991 году, заполучив независимость на плечах тех же русскоязычных, быстренько задвинули почти половину населения в неграждане. И принялись приватизировать и денационализировать, да так, что только перья полетели. И самыми востребованными оказались политологи, культурологи, нотариусы и прочие белые воротнички и, конечно же, чиновники, которые лихо тратят бюджетные деньги.
На четверть века созданного в советском «оккупантском прошлом» хватило для тех, кто вместе со своими родственниками и кумовьями составили касту неприкасаемых. Уборщица (прямо, по заветам Ильича) может возглавить минкульт, ветеринар - министерство обороны...
Они только сменяют друг друга, отмечая ушедших запредельными для обычных жителей пенсиями и квартирами. Еще оставшиеся в стране медики ходят с пикетами к сейму уже много лет. Им все обещают. Уставшие от обещаний уезжают, другие, кто не может по тем или иным причинам, вынуждены оставаться. То же самое и с педагогами, которые, к слову, 27 ноября собираются провести предупредительную забастовку...
Если в стране недоедают врачи, учителя и ученые, то о каком здоровье и образовании народа можно говорить? Тем более, об инвестициях. Куда? Во что и в кого?
P.S. Пост отправлен в "Другое".
Journal information