Причина такого неприкрытого вмешательства в киношные дела в том, что в спецслужбе опасаются очернения Латвии, что латыши в сериале будут представлены сторонниками фашизма и убийцами евреев, сообщалось в телевыпуске «Новости ТВ3».

Из экспозиции музея оккупации Латвии: "После страшного года немецкую армию встречали, как освободительницу". Имеется в виду год, который Латвия провела при советской власти. Фото: urokiistorii.ru
По информации журналистов, в телесериале отображаются события лета 1941 года в маленьком городе Латвии, в который приезжает цирк из России, в труппе которого есть и евреи. Тут начинается война, Красная Армия отступает, в городок вступают гитлеровцы. У новой власти находятся приспешники из местных. Цирковую труппу собираются уничтожить…
Съемки сериала начались 4 августа и должны продлиться, по плану, по 30 августа в небольшом красивом латвийском городке Кулдига, что в 150 км к западу от Риги.
Однако сегодня председатель Кулдигской краевой думы Инга Берзиня, прежде давшая добро на съемки, заявила агентству ЛЕТА, что самоуправление не поддержит съемки российского сериала в городе и его окрестностях, так как Полиция безопасности (ПБ) предупредила руководителя думы о возможной очерняющей Латвию и латышей пропаганде.
В письме Полиции безопасности указывается: «Съемки этого фильма не способствуют подлинному отображению исторических событий, а создают и распространяют выгодные для российской политики обобщения о взаимоотношениях жителей Латвии и их действиях во время Второй мировой войны».
Однако Инга Брезиня посетовала, что у самоуправления нет таких инструментов, чтобы запретить снимать фильм в общественных местах, но оно, например, не разрешит создателям сериала съемки в Кулдигском краевом музее.
Телесериал по заказу российского Первого канала снимает ООО «Westline Production», зарегистрированное два месяца назад и принадлежащее российским гражданам Олегу Газе и Александру Робаку, как сообщает тот же ТВ3.
А вот обозреватель латышской газеты «Неаткарига рита авизе» Элита Вейдемане обрушилась на латышских актеров, которые де с радостью дали согласие на съемки в этих «произведениях искусства» «из-за трехразового питания и кровавые деньги – деньги сатаны».
Досталось и минкульту Латвии, которым руководит министр, делегированная Национальным объединением. Мол, как так, что «мастеров пропагандистского фильма обеспечили визами».
Вейдемане с возмущением приводит слова заместителя госсекретаря минкульта Улдиса Лиелпетерса, который в оправдание говорил, что министерство полагается на честность создателей кинокартины, но анализировать сценарий не будет, поскольку это будет считаться цензурой, которая в Латвии запрещена законом.
Вот и другая латышская газета «Латвияс авизе» вопрошает: «Разве можно в условиях информационной войны полагаться на честное слово создателей российского фильма?»
Участники массовки получают в день трехразовое питание и от 15 до 40 евро, что для сельской местности и не такая уж маленькая сумма, пишет газета. Далее перечисляются фамилии и имена латышских актеров, которые согласились сыграть в этом телесериале какие-то роли.
Сообщается также, что съемки поддерживает известная рижская киностудия. Ее продюсер Дидзис Эглитис говорит журналистам, что верит, что сценарий не будет изменен, так как в него уже были внесены поправки латвийским историком Айгаром Уртансом, так как первоначальный вариант, мол, был неприемлем. Он даже пообещал отказаться от участия в проекте, если не получит письменного подтверждения от создателей фильма, что сценарий останется неизменным.
В отличие от чиновника минкульта и продюсера Полиция безопасности решила, как говорится, упредить возможные нежелательные последствия, однако явно не рассчитала того информационного эха, которое последует, сделав еще даже не снятому фильму рекламу наперед.
Кто что-то знал прежде об этом телесериале, кроме, пожалуй, его создателей да пары чиновников минкульта Латвии? Единицы. Я, например, телесериалы, практически не смотрю, выхватывая порой лишь «Интернов» для того, чтобы отвлечься от новостей.
Но теперь, если вдруг узнаю, что «Парад-алле» будут где-то показывать, то обязательно посмотрю, чтобы самому убедиться, очерняют ли его создатели доброе имя Латвии?
А снять телесериал, если его съемки запретят в Кулдиге, а визы его создателям, уверяющим, к слову, что не занимаются пропагандой, аннулируют, могут ведь, где угодно. Хоть в том же Минске, центр которого для этого вполне годится.
Journal information