
Эти агрессивные русские на медведях, какими их хотят видеть многие на Западе. Фото: vk.com/infotop.lv
О безопасности полетов над Балтикой говорилось и писалось уже давно. Сам альянс вынужден был признать, что его самолеты тоже частенько не включают опознавательные маячки. Этот вопрос, в частности, даже обсудили между собой на встрече 1 июля Владимир Путин и его финский коллега Саули Ниинистё.
По итогам встречи и по поручению министра обороны, военное ведомство России в начале августа направило странам Балтии и Скандинавии официальное предложение - извещать соседние страны о маршрутах и планируемых учениях, а также обязательно включать транспондеры, передающие информацию о национальной принадлежности находящихся в воздухе бортов.
Москва выступила с инициативой провести по этому поводу консультации на уровне заместителей министров обороны в августе-сентябре.
«Признаюсь, меня удивил подход коллег к встречам в Москве, - рассказывает в интервью «Независимой газете» замминистра обороны РФ Анатолий Антонов. - Статс-секретарь – заместитель министра обороны Финляндии Юкка Юусти «отложил» согласованный на 30 августа визит в Москву под надуманными предлогами о необходимости первоначального достижения договоренностей в Совете Россия-НАТО (СРН) по вопросам европейской безопасности. Не понимаю, как одно противоречит другому. Почему нельзя вести параллельные консультации, тем более что Финляндия не член альянса. Почему мы не можем с коллегами из Финляндии обсудить вопросы двустороннего военного сотрудничества и укрепление мер доверия? А если с НАТО у нас договоренностей не получится, значит, в Хельсинки не захотят с нами говорить?»
Финское решение об отказе от августовских консультаций - свидетельство неготовности к серьезному разговору по проблемам региональной безопасности, делает вывод Антонов.
И примечательно, что в шведских СМИ прошла скептическая реакция на российские предложения. Неоднозначные публичные заявления сделали и в правительственных кругах. Но официального ответа из Стокгольма пока не поступило.
Антонов отметил, что Москва фиксирует и недружественные замечания в СМИ и правительственных кругах Латвии, Эстонии, Литвы и Польши, где говорится о «растущих угрозах» со стороны России.
«Вот почему мы решили пригласить в Москву коллег из этих стран и попытаться не через газеты и публичные выпады, а профессионально разобраться, в чем наши соседи видят проблемы и что надо сделать для устранения озабоченностей, в том числе связанных с военной деятельностью в приграничных районах, - говорит замминистра обороны РФ. - К сожалению, пока официальных ответов мы не получали. С нами разговаривают с помощью мегафонной дипломатии. Реакция в основном негативная. Обвиняют в проведении политики «разделяй и властвуй», стремлении найти «зазоры» в позициях стран НАТО. Проводится мысль, что с русскими надо говорить лишь с общенатовских позиций «сдерживания».
Разумеется, коллегам решать самим, какой подготовить ответ на российскую программу взаимодействия, замечает Антонов и добавляет: «Непонятно пока, сколько нам ждать».
«Пока же неоднозначная реакция на российскую позитивную программу взаимодействия в публичных заявлениях натовских политиков и отсутствие письменных официальных ответов заставляют нас задать резонный вопрос, а действительно ли альянс и его партнеры заинтересованы в деэскалации напряженности?» - вопрошает российский заместитель министра обороны.
Действительно, что мешает странам Балтии, Польши и Скандинавии на уровне оборонных ведомств встретиться с российскими коллегами? Не завербуют же их в ярых путинцев. Чего бояться?
Вопросы более, чем прозрачные. И за ними усматривается лишь один возможный вариант: если бы хотели договариваться, то и договаривались бы. А напряженность, которую Североатлантический военный блок сам и будирует, в первую очередь, выгодно Пентагону и его сателлитам в альянсе.
Если учесть, сколько миллиардов выделяется на мнимую «русскую угрозу» ежегодно, сколько чиновников и офицеров НАТО вольготно распоряжаются этими средствами, то и ответа искать не надо.
Транспондеры-то включат со временем, наверное, но обязательно найдут еще что-нибудь, чтобы подогревать всеми способами старый, но проверенный временем, еще с Форрестола (экс-министра обороны США, выбросившегося из окна в страхе перед русскими), миф о том, что «русские идут».
«Думаю, что все здравомыслящие люди, которые реально политикой занимаются, понимают, что ссылки на угрозы со стороны России в отношении, скажем, Прибалтики - это полный бред, - заявил в интервью Bloomberg 1 сентября Владимир Путин. - Мы что, собираемся воевать с НАТО, что ли? В странах НАТО сколько человек проживает? Где то 600 миллионов, да? А в России – 146 миллионов. Вы что, реально предполагаете, что мы собираемся завоевать Прибалтику, используя ядерное оружие, что ли? Что за бред?».
Бред-не бред, но, если эту ахинею нести периодично в массы с помощью СМИ и различных военных «экспертов» и политиков, то, по приемам еще геббельсовской пропаганды, в этот бред могут поверить, как сами массы, так и нынешние форрестолы.
А это чревато тем, что страны Балтии в нужный момент, когда атмосфера будет наэлектризована должным образом, подтолкнут с помощью провокаций к военным действиям против России.
Ведь очень удобно решать свои проблемы за счет Европы, как это было уже в прошлом веке неоднократно. И если Франция, Германия, Италия еще пытаются сопротивляться новому «дранг нах остен», то восточноевропейские страны, похоже, так и рвутся в бой.
Чтобы исчезнуть окончательно, как многие куда большие народы в истории нашей общей и такой уязвимой нынче планеты?
Journal information