На сайте МИД России 27 сентября представлены все документы по укреплению режима прекращения боевых действий и совместной борьбе с террористами ИГ и «Джабхат ан-Нусры» (ДАН), подписанных в этом году. В этом-то и был камень преткновения.
Ведь то, от чего Вашингтон отмахивался или отмалчивался с самого начала операции ВКС России в Сирии, пришлось все же делать. По крайней мере, будущие действия уже зафиксированы соглашениями. В них подробно описываются шаги по уничтожения игиловцев и аннусровцев, включая перекрытие потока боевиков, оружия и финансирования через сирийскую границу.
Говорится и о размежевании территорий, подконтрольных ИГИЛ, ДАН и силам умеренной оппозиции, и об отделении сил умеренной оппозиции от аннусровцев, что является сейчас первостепенной задачей.
Никаких двояких толкований:
«ДАН и ИГИЛ необходимо лишить безопасного убежища на всей территории Сирии», - сказано в договоре от 9 сентября в Женеве.
А для его обеспечения России и США предстоит в кратчайшие сроки завершить общую карту особых районов, где доминирует оппозиция с террористами.
Стороны договорились создать также Совместный исполнительный центр (СИЦ) с экспертами по сирийской тематике и специалистами в области выявления целей.
Между Москвой и Вашингтоном намечены обмен разведданными, определение целей для военных действий против ДАН в особых районах.
Причем такая информация должна включать списки лидеров аннусровцев, координаты расположения лагерей подготовки боевиков, складов вооружения, боеприпасов и материальных средств, органов управления, районов сосредоточения личного состава, вооружения и военной техники, а также маршруты снабжения и других целей, относящихся к ДАН.
Отныне и список целей для авиаударов по террористам должен готовиться совместно.
США таким образом пришлось выделить роль России не только на Ближнем Востоке. Это – конец однополярного мира, который косвенно признали наконец и в Вашингтоне.
Отсюда истерика постпреда при ООН Саманты Пауэр, которую она закатила на заседании Совбеза, упрекая Россию в варварстве, и фантазии экстравагантного главы МИД Великобритании Бориса Джонсона о возможных военных преступлениях России в Сирии с призывом оказывать давление на Москву...
Но продолжим. Согласно договоренностям, авиация Сирии может проводить воздушные операции против ДАН за пределами особых районов. Это – чтобы Вашингтон не брыкался.
А цель обозначена предельно ясно: надежное завершение конфликта в Сирии и уничтожение ДАН и ИГИЛ.
При этом оговаривается, что все сирийцы, включая боевиков оппозиционных групп с оружием, могут покидать Алеппо по дороге «Кастелло», осознавая, что им не будет причинен вред и они могут идти в любом направлении.
Предварительно лишь надо согласовывать с представителями ООН сроки использования дороги «Кастелло», количество выводимого личного состава, вооружения и военной техники.
Также подчеркивается, что не будет причинен вред мирному населению и формированиям оппозиции, принявшим решение остаться в Алеппо и соблюдающим условия режима прекращения боевых действий.
Все описано не только очень подробно, но еще и в комментарии Департамента информации и печати МИД РФ даются разъяснения относительно этих договоренностей по Сирии. Видимо, для особых тугодумов.
«Россия постоянно акцентировала необходимость скорейшего и полного отмежевания отрядов так называемой «умеренной» оппозиции от ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусры», которые признаны ООН террористическими организациями, виновны в страшных злодеяниях, делают ставку исключительно на насилие, а потому не подпадают под перемирие, - подчеркивается в заявлении МИД. - Мы никогда не скрывали, что считаем пагубной американскую тактику неразборчивого задействования в борьбе с законным правительством Сирии любых его противников, какой бы степенью радикальности они не отличались. Как показывает печальный опыт самих США с «Аль-Каидой», выросшей на поддержке, оказывавшейся Западом афганским муджахедам, надежды на вразумление экстремистов «задним числом» никогда не оправдывались».
Москва терпеливо, но настойчиво напоминает, что Вашингтон еще в феврале - семь месяцев назад (уточняет МИД для потерявшихся во времени) – заверил, что приложит максимум усилий для того, чтобы вывести силы подконтрольной ему сирийской оппозиции из районов, занимаемых террористами.
«Однако на деле размежевание не происходило, что позволяло джихадистам как щитом прикрываться формированиями «умеренной» оппозиции и продолжать кровавые вылазки в расчете на безнаказанность», - указывается в комментарии МИД РФ.
Москва отмечает, что в этой связи провела с США несколько дополнительных раундов консультаций, подписала ряд договоренностей, детализирующих и расширяющих положения Совместного заявления от 22 февраля.
«Мы всякий раз предлагали незамедлительно предавать каждый документ огласке по мере его согласования, - поясняет МИД России. - Однако американские партнеры этому неизменно противились, что вызывало немало вопросов относительно искренности США. Особенно обращало на себя внимание нежелание публично подтвердить взятое ими обязательство отделить здравомыслящих оппозиционеров от «Джабхат ан-Нусры», являющейся подразделением «Аль-Каиды», и совместно с Россией наносить удары по террористам и любым их пособникам, не прекращающим огонь».
Лишь на днях, отмечает МИД РФ, после информационных «утечек» в западных СМИ, госдепартамент США разместил на своем сайте частичную подборку документов, не удосужившись согласовать с Москвой дату публикации.
«Со своей стороны публикуем тексты соответствующих договоренностей на русском языке, - говорится в комментарии внешнеполитического ведомства России. - При этом призываем Вашингтон согласиться представить общественности весь их «пакет», обнародовав также мандат Совместного исполнительного центра, где российские и американские военные специалисты должны вместе определять цели и координировать боевые вылеты, и второе приложение к документу от 9 сентября, в котором определен механизм мониторинга за автомобильной трассой, подходящей к Алеппо с юга».
«Кроме того, ожидаем, что США, наконец, выполнят давнее обещание о размежевании, поскольку многие формирования боевиков, которые Вашингтон называет «умеренными», воюют вместе с «Джабхат ан-Нусрой» и даже практически слились с ней. Еще раз повторяем, что заигрывание с террористами и попустительство им никогда до добра не доводило», - предупреждает Москва.
Что остается теперь Вашингтону? Или следовать соглашениям, или – разорвать их, совершив какую-либо провокацию руками тех же «умеренных террористов», как, например, было в случае с налетом на гуманитарный конвой в ночь на 20 сентября.
Как вы думаете, к чему больше склоняются в Пентагоне?
Нужна ли Вашингтону освобожденная от террористов и строящая свое будущее самостоятельная Сирия? Или на Потомаке предпочтут, как это было в прошлом, ситуацию тлеющего конфликта, чтобы держать в напряжении весь Ближний Восток, а заодно и Европу?
Что-то мне подсказывает, что «миротворческая миссия» США, начатая еще с первой «Бури в пустыне», будет проходить все в том же ключе и по старинному рецепту – разделяй и властвуй.
И даже, если к власти придет Дональд Трамп, то военно-промышленный комплекс и стоящие за ним воротилы, вряд ли позволят президенту США изменить столь давним ковбойским традициям. Просто Дикий Запад must go on. В Сирии, в Ираке и далее – везде.
Только теперь на пути у этих бойких ребят возникла Москва, ты понимаешь, которая четверть века в расчет не принималась. Однако настали другие времена…
Journal information