Соответствующие поправки к закону об образовании, призванные выявлять и увольнять нелояльных, разработанные министерством образования и науки Латвии, одобрены правительством.
Министр Карлис Шадурскис (внедрявший в свое время преподавание в русских школах большинства предметов на латышском) гордится - будет меньше работы у Полиции безопасности и Госполиции. По его словам, заявления из школ (хватает же неравнодушных патриотов в Латвии) от родителей и учащихся уже поступают и изучаются.
Цель законопроекта, как указывают его разработчики, по возможности предотвратить риски для интересов государства и общества, демократии, безопасности и развития, которые могли бы возникнуть из-за противоправных действий руководителя учебного заведения или педагога, нелояльного Латвии и ее Конституции, а также ограничить нерациональное использование средств госбюджета.
Оказывается, существующая Государственная служба качества образования не наделена правом принимать административные меры к нелояльным педагогам. По-видимому, инспекторов в будущем такими полномочиями наделят или, по крайней мере, их рекомендации будут обязательны к исполнению руководством учебного заведения.
Хотя по-прежнему нигде не объясняется, входит ли в понятие нелояльности, допустим, критика замеченных недостатков в обществе или в природе?
Скажем, вырубили очередной участок леса у дороги, а учитель вслух возмутился этим и посетовал, например, на деятельность государственной компании «Латвияс межи» («Латвийские леса»). Этим он сразу обнаружил свою нелояльность или как?
А если критиковать частные компании? Тогда ничего?
Кто будет решать конкретно, лоялен или нелоялен государству какой-либо учитель или директор школы?
Сомнения в том, что руководят этим государством не совсем умело, согласно новым поправкам к закону об образовании, похоже, сразу подпадают под нелояльность. Таким педагогам в течение пяти лет после увольнения собираются запретить педагогическую деятельность.
Однако, если с определениями лояльности однозначных ответов нет, то зато существует полная ясность, почему хотят начать именно со школ. Ведь что вложат всего опасающиеся учителя деткам в головы, то там в основном и останется.
Правда, не учитывается при этом фактор нелояльных родителей. Но с этим борьба, видимо, еще впереди.
Journal information