Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. 25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и православные ряда стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии.
Но вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и так до сих пор однозначно нерешенным.

Картина Рембрандта (1632) "Поклонение волхвов"
Согласно Ветхому Завету, никто не имел права проповедовать, не достигнув 30-летнего возраста. Церковь отмечала Рождество и Крещение в один день, так как Христос начал проповедовать в 30 лет и после крещения.
Все христиане до IV века праздновали Рождество 6 января.
Однако даже после принятия христианства язычество у римлян не теряло своих позиций. С большой пышностью 25 декабря отмечался праздник поклонения солнцу - "Dies Natalis Solis Invicti" (День рождения Непобедимого Солнца), установленный в 274 году императором Аврелианом.
Чтобы устранить языческие традиции, в 336 году Римская церковь официально постановила считать 25 декабря днем Рождества Иисуса Христа.
Согласно другой точке зрения, донатисты (сторонники епископа Нумидийского Доната, когда в первом десятилетии IV века начался раскол Карфагенской церкви) праздновали Рождество еще до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена. Датой Благовещения (евангельское событие и посвященный ему христианский праздник - возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа) было установлено 25 марта. Прибавление к этим датам 9 месяцев дает 25 декабря и 6 января, соответственно.
Впрочем, дата празднования Благовещения жестко привязана к Рождеству далеко не всегда: в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря.
В IV веке Восток (кроме Армянской Церкви) и Запад заимствовали даты друг у друга, установив отдельные праздники для Рождества и Крещения Господня.
Армянская церковь сохранила древний обычай празднования Рождества Христова и Крещения в один день. Рождественские обряды продолжаются до 13 января, вплоть до праздника наречения имени Господня.
Как известно, Армения являеется первым христианским государством в мире. Царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией в 301 году.
Из всех имеющихся свидетельств наиболее древним документом, который носит не только символический или исторический, но и конкретный богослужебный уставной характер, является "Армянский лекционарий" (Cod. Arm. Jer. 121, нач. V в.), повествующий о начинавшемся 6 января праздновании рождественских дней в Иерусалиме в конце IV в.
Этой же даты придерживался один из известных богословов св. Епифаний Кипрский (умер в мая 403 г.).
Другие церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря или 7 января, а Крещение — 6 или 19 января, соответственно, по новому или старому стилю, что объясняется разницей в юлианском и григорианском календарях.
Иисусу исполнилось 30 лет (по другим данным - 33 года) в тот день, когда он крестился, т.е. рождение и крещение произошли в один день!
Так почему же эти великие праздники развели друг с другом? Существует вполне себе прозаическая версия: чтобы паломники в древности успевали добраться из Вифлеема до реки Иордан…
Разночтения существуют и в том, где родился Иисус: в пещере или в хлеву? Скорее всего, это было одно место - пещера с хлевом.
Вероятно, над пещерой с хлевом, как часто тогда практиковалось, находился дом, чьи хозяева приютили беременную Деву Марию с ее нареченным мужем Иосифом, которые пришли в Вифлеем для участия в переписи населения, но, не найдя мест для постоя в городе, остановились в его окрестностях.
Протоевангелие Иакова говорит о яслях уже в момент начала избиения младенцев Иродом: "Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли" (кормушку для скота).
Согласно Евангелию от Матфея, царь Иудеи Ирод, узнав от волхвов, что те идут в Вифлеем поклониться новорожденному "Царю Иудейскому", испугался заговора против себя и приказал уничтожить младенца.
Однако волхвы, по сверхъестественному наущению, не открыли ему местонахождения новорожденного, после чего Ирод приказал убить всех детей в Вифлееме и окрестностях в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и "будущий царь".
Евангелие не сообщает числа убитых младенцев. В церковных преданиях цифры разнятся, доходя до 14 000 (в византийской традиции) и 64 000 (в сирийской).
Journal information