Причем, среди тех, кто возлагает венки и цветы, находятся и депутаты сейма, и нередко министры. В этом году премьер Латвии призвал членов правительства воздержаться от участия в шествии. Ослушники, как всегда найдутся. Но дело-то не в этом. Среди тех, кто устраивает шествия и участвует в них, много молодежи и даже детей.
Они, обманутые взрослыми, считают, что 16 марта чтят память национальных героев, боровшихся за свободу Латвии в рядах гитлеровской армии.
И год от года молодежи становится больше. Сами легионеры в силу возраста практически не участвуют в шествиях. Разве что помянуть погибших товарищей на братское кладбище легионеров в Лестене съездят. Туда отправляются, обычно, и спикер сейма, и другие госмужи.
Но вот шествие в Риге каждый раз приковывает к себе внимание всего мира. Если кто-то в Европе или в США старается не замечать происходящего, то об этом напоминает Россия, распространяя очередное заявление МИД РФ о прославлении в Латвии нацистов, героизации легионеров СС и опасности возрождения коричневой мути...
Официальная Рига или отмалчивается, или пытается объяснить все сложной историей страны, когда мучеников-легионеров принудительно, мол, призывали в ряды Ваффен СС, опуская тот факт, что одна из дивизий была добровольной и состояла из бывших зондер-команд, местных подручных нацистов, которые даже среди них вызывали неприятное удивление той жестокостью, с какой арайсы и цукурсы расправлялись с евреями, коммунистами и прочими недочеловеками славянской и иной национальности.
Причем получали "боевой опыт" будущие легионеры не только в Рижском гетто, в Бикерниекском лесу, в Румбуле, в лиепайских дюнах Шкеде, но и выжигая деревни в Белоруссии и Псковской области.
Однако эти "подвиги" части своих предков организаторы шествий официально всячески отрицают, говоря о том, что легионеров и считать эсэсовцами-то нельзя, их де лишь формально в них "записали", а воевали они все сплошь на фронтах. Если бы даже было так, то всё равно остается вопрос: под чьими знаменами воевали, кому лично присягали на верность?
Воевали под знаменами Третьего рейха и присягали Гитлеру.
Казалось бы, очевидно. Но только не для тех, кто устраивает шествия, которые охраняются полицией с собаками, спецназом, огораживаются железными перегородками. А антифашисты теперь загоняются в
Вот и в этот раз распоряжением Рижской думы пикет антифашистов отодвинули в котловину у городского канала. Так впервые сделали в прошлом году. Но в этом фокус у властей не прошел. Антифашисты посчитали это унизительным и бессмысленным, отказавшись от проведения там своей акции протеста.
Они призвали жителей Латвии, хранящих память о жертвах нацизма, прийти к памятнику Свободы в Риге в 17.30 и зажечь свечи в память сотен тысяч мирных жителей Латвии, уничтоженных нацистами. (С Рижской думой эту акцию успели согласовать).
Среди латышского истеблишмента до сих пор находились лишь единицы, кто возвышал свой голос против героизации эсэсовцев.
Но в этом году меня крайне удивил известный политолог и бывший глава бюро экс-премьера Латвии Айгара Калвитиса Юргис Лиепниекс. В своей статье на одном из латышских сайтов он бескомпромиссно, четко и даже жестко пишет о том, как Национальное объединение, чьи депутаты входят в правящий триумвират, солидаризовались с Гитлером, проводя шествие уже не в память трагических судеб легионеров, а "национальных геров латышского народа".
Его статья так и называется "Почему латышам не надо ничего праздновать и поминать 16 марта". Кому интересно, можете прочитать - в моем переводе
Journal information