Кононов провел в латвийской тюрьме 2 года, что свело на тот свет некоторых членов его семьи. В частности, умер сын, которого Василий Макарович даже не смог похоронить. Из тюрьмы сам Кононов вышел с болезнью, несовместимой с жизнью.
В 2011 году 31 марта в возрасте 88 лет он скончался, так и оставшись обвиненным в военном преступлении. Ведь 17 мая 2010 года большинством в 14 голосов против 3 Большой палатой ЕСПЧ было принято решение в пользу латвийских властей.
«Озлобленная Европа нападает на нас пока не оружием, но ежедневной бешеной клеветою» - эти слова из обращения Пушкина к Бенкендорфу звучат в самом начале фильма «Процесс», выложенного в мае на Youtube.
От войны Отечественной с захватчиком Наполеоном из 1812 года переносимся в войну Великую Отечественную 1941-1945, когда против фашистской Германии воевали все народы СССР – на фронте и в тылу у немцев, когда слово «партизанэн» навевало страх на гитлеровцев.
Пособники гитлеровцев из Малых Бат
Действовали партизанские отряды и даже бригады и в Латвии. Сейчас деревня Малые Баты в Карсавском крае в Латгалии перестала существовать, а 29 февраля 1944-го здесь погибла группа майора Чугунова – 12 человек.
Их выдали немцам местные жители. Разведчики пробивались к своим, зашли в дом на окраине, попросились передохнуть и просушить одежду.
Хозяин Мейкулс Крупник, его жена и мать предложили еду и ночлег в овине, уверили, что немцев в округе нет. Партизаны остались. В нарушении негласной инструкции не оставаться в незнакомом месте более 4 часов.
Крупник рассказал о партизанах соседу, и они решили сдать партизан немцам – в соседней деревне стоял немецкий гарнизон.
Утром овин был окружен и подожжен, партизан сожгли живьем, а пытавшихся выбраться, в том числе женщину с грудной девочкой – дочкой командира группы – расстреляли из пулеметов.
А Крупник был награжден, получив деньги, продукты и строительный лес.
Это стало известно партизанам. По решению партизанского трибунала, коллаборационисты были уничтожены, тела некоторых после расстрела были сожжены вместе с их домами. Никто из других жителей деревни не пострадал.
Операцией руководил 19-летний партизан Василий Кононов из села Страуя, что по соседству с Малыми Батами. Он воевал в Первой партизанской бригаде, был отличным подрывником. После войны работал в милиции, дослужился до начальника отдела уголовного розыска и начальник транспортной милиции Латвийской ССР. Ушел в отставку в звании полковника милиции.
И никак не мог предположить родившийся в Латвии и проживший здесь всю жизнь Василий Макарович, что за то, за что его когда-то наградили, при новых властях - будут судить. Причем, Латвия, оспорившая первое решение Нижней палаты ЕСПЧ и добившаяся обвинительного приговора для Кононова, за все эти годы даже не пыталась преследовать, не говоря уже о том, чтобы осудить хотя бы одного из своих приспешников нацистов...
О хитросплетениях дела Кононова, заключениях экспертов, нацистских преступлениях в Латвии и военных преступлениях союзников - США и Британии - читайте и смотрите здесь
Journal information