Карен Маркарян (k_markarian) wrote,
Карен Маркарян
k_markarian

Categories:

РОССИИ НУЖЕН ПУТИН, А ЛАТВИИ - РОССИЯ

С соседями надо дружить, призывают бывшие рижане, сожалея, что власти Латвии так до сих пор этого не желают понять и принять

В новогодние каникулы все гостиницы в Риге и не только в основном были заполнены россиянами. Приезжали сюда встретить Новый год, отдохнуть и навестить родственников-друзей и бывшие наши сограждане-неграждане – семейство Комбаровых : Виолетта, Олег и их взрослые сыновья. Всему дружному семейству пришлось уехать из Латвии в 2003 году в добровольно-принудительном порядке. Хотя было желание остаться, но это отчасти невозможно было сделать из-за «подпорченной» биографии Олега – он в прошлом был советским офицером. А теперь Комбаровы благодарны судьбе, что все так повернулось…


Виолетта и Олег

Я воспользовался давним знакомством с Комбаровыми и решил расспросить их о житье-бытье в России и Латвии, о том, почему россияне так недовольны своими руководителями, и так ли уж плохо живется тем, кто выходит на митинги оппозиции в Москве, Питере и других российских городах…



ЖИЗНЬ С НУЛЯ…


Олег

- Перед отъездом из Латвии мы долго судились по поводу своей квартиры (она была в так называемом «кэчевском» - военном доме), а потом начали меняться и правила игры по получению вида на жительство, - вспоминает Олег. - Мне давали его на год, что стоило более 300 латов (примерно 600 долларов – Авт.), а детям и жене – только на полгода, хотя сыновья ходили здесь в школу, у жены была работа. Мы оказались в Риге еще в советское время. Я учился в Рижском политехническом институте, а Вета приехала ко мне, в Ригу, еще до развала Советского Союза, в 1990-м году…

Если бы мы решили в 2003-м году оставаться, то пришлось бы работать только на получение и продление вида на жительство на каждого человека, а я столько не зарабатывал. Мы решили ехать в Ленобласть (жена из под Питера), а мои родители жили на тот момент в Киргизии, где русскоязычных тоже не жаловали…

Без разведки поехали в поселок имени Морозова (в народе – Морозовка, где жила теща) – это пригород Питера, берег Ладожского озера – очень живописное место! Начали жизнь, по сути, с нуля. Дважды ездили – отвозили вещи. Российской программы помощи соотечественникам по переселению еще не было, поэтому пришлось надеяться только на себя. Тогда помогали лишь переселенцам из горячих точек, и Латвия в этот список не входила…

- Мало того, что нам представители российской власти ничем не помогали, так на границе таможенники задержали еще и нашу легковую машину, - включается в разговор Виолетта. – Потом ее, правда, удалось вернуть с помощью латышских друзей за минимальную мзду… Так что Россия нас встретила ужасно.

- Но мне повезло, - смягчает тон разговора Олег. – Еще не выехав из Латвии, я уже знал, где буду работать, так как латвийские друзья на тот момент открыли в Питере небольшой бизнес. А сейчас я работаю начальником отдела строительства в компании, которая управляет полутысячей домов.

- А я собиралась устроиться в знакомой сфере - ресторации, так как в Риге работала в «Метрополе», - говорит Виолетта. – Взяла с собой кучу рекомендательных писем. Но когда я приехала, мне дали телефон латышского бизнесмена, и я уже через неделю работала в филиале латвийской страховой компании в Питере. А сейчас я замдиректора регионального управления одной из пяти крупнейших в России страховых компаний…

- А как решался жилищный вопрос?

- Очень тяжело, - вспоминает Олег. – Продать «военную» квартиру было очень сложно. Как все сделать нам посоветовал знакомый латыш – председатель одного из ближайших к Риге сельсоветов. Мы успели переоформить квартиру на брата, но деньги получили только через три месяца, когда уже находились в России. Тогда и купили квартиру в Морозовке.


Зимний пейзаж. Морозовка с балкона дома...


И это тоже Морозовка...

- В каких классах были сыновья, когда вам пришлось уезжать из Латвии. Как они восприняли переезд?

- Старший учился в 10-м, а младший – в 7-м. Сыновья заявили нам, что мы испортили им всю жизнь, что им приходится оставить всех своих друзей. Сейчас они давно уже так не думают. По приезду они сразу включились в общественную жизнь. Старший, Игорь, пошел в КВН. Стас стал играть в «Зарницу», чего в Латвии нет. Наши сыновья вообще очень активны по жизни, и заразили своих российских сверстников скейтбордом. За ними ходили толпы, чтобы посмотреть, как они катаются, перенять опыт. Дети переживали, что специальных скейт–городков, как в Латвии, не было. Но потом в Питере появились вполне приличные городки, и сыновья стали туда ездить.

И этот прогресс ощутим во всем. Когда мы приехали, Санкт-Петербург являл из себя довольно удручающее зрелище. Хотя к 300-летию его намарафетили, но он все равно был страшненьким, как после бомбежки. А за эти восемь лет Санкт-Петербург очень похорошел.


«ПУТИН – новый СТОЛЫПИН»

- Но экс-губернатора Валентину Матвиенко только ленивый, наверное, не ругал…

- За сосульки?

- За сосульки - тоже, но и за развал исторических зданий, за новодел на их месте…

- Мы не заметили новодела… А ругать правителей на Руси всегда любили. То Столыпин самым плохим был, то Александр II и т.д. Вот и Путина ругают. Но я послушал недавно выступление главы Русской Православной церкви и полностью разделяю его слова, что мы исчерпали лимит революций, и Путин – фигура уровня Столыпина. Это реально так. И то, что он сделал, будет оценено значительно позже. Он, по сути дела, вытащил страну из войны, из развала.

- Но интеллигенция все равно недовольна. И бабушки, которые получали лет десять назад нищенскую пенсию…

- Если еще и получали. Задержки были по нескольку месяцев, - добавляет Виолетта.

- Взять хотя бы моих родителей, которых мы перевезли из Киргизии, - приводит личный пример Олег. – Купили им трехкомнатную квартиру в Старой Руссе (бывшем царском курорте), в Питере не смогли – очень дорого. В Киргизии, в пересчете, они получали пенсию по 10-12 долларов. Сейчас у них пенсия больше 200 долларов на каждого, причем, она ежегодно индексируется. Но Путин для них все равно плохой…

Зато теща у меня молодец! Мы с ней в одном направлении рассуждаем. Что не так в России плохо, как это усердно малюют. Раньше военные заводы стояли. Сейчас все они перенастроены, загружены заказами. И не только военные предприятия. А сколько в одном Питере понастроено автомобильных заводов – его уже Детройтом называют! Если проехать по окружной трассе, глаза вылезают от таких монстров, как «Тойота», «Нисан», «Хюндай»… И автобусы «Вольво» собираются у нас. На всех совещаниях, которые у нас освещаются в теленовостях, говорится об острой нехватке рабочих рук. Недаром перед Новым годом Путин приезжал к нам открывать технический колледж, который будет готовить именно технарей среднего звена.


ЛАТВИЯ НЕРВНО КУРИТ…

- Получается, что в России за эти 8 лет произошел скачок вверх, а в Латвии – падение вниз?

- Я все время признавался в любви к Латвии, но скажу, что за эти годы Латвия очень отстала. Вот вчера меня возил мой институтский товарищ по Елгаве. Так это – пустой сейчас город. Завод микроавтобусов РАФ, как известно, развален. А кирпичный завод «Лоде», на котором работает мой однокашник, по году стоит. Склады затарены собственной продукцией – некуда сбывать… Удивительно! Имея под боком такого соседа, как Россия, Латвия не использует свое преимущество. Ведь Россия, знаю не понаслышке, задыхается от нехватки стройматериалов. Потому что многое строится с нуля. Сколько ресурсов брошено в Сочи! А одному Питеру сколько надо! Для строительства с нуля того же города-спутника Кудрово. А второй такой город на 60 тысяч жителей – Жемчужину – строят (со своими материалами и рабочими) китайцы. И там возводят не по одному дому в месяц. Он растет, как грибы! Темпы и масштабы впечатляют!

- Про перевалочный порт Усть-Лугу я уже молчу. Латвия с ее пересохшей трубой нервно курит в сторонке. Да и газопровод прохлопали, пока его не протянули мимо по дну Балтики…

- Первое впечатление о Риге после приезда. Рано утром отправились в ресторан «Метрополь», полузакрытый, скажем так. И напротив стоит полностью пустое здание управления полиции – очень гнетущее впечатление. Самый центр – и такое. Образ затонувшего «Титаника» очень подходит. А каким все было раньше! Тот же «Метрополь» - это же был один из первых в Риге 4-звездочных отелей. А в одноименном ресторане одних только поваров было восемь, сейчас остался один. Потому что хоть шведы и купили «Метрополь», но нашлась куча доисторических собственников на него, которые все никак не могут поделить здание…

- Или взять другой пример, - говорит Виолетта. – Я вхожу в латвийский бизнес-клуб, который организовала латвийская диаспора. И там есть один товарищ, который вместе с супругой организовал торговый дом «Латвия». Они стали налаживать поставку латвийских продуктов в Питер. Причем, для самых дорогих магазинов сети «Лэнд». Когда мы встречаемся, он каждый раз говорит об одном и том же: «Я не понимаю, что происходит. Поставщики или не могут вовремя поставить продукты или накручивают цены и не собираются их снижать…» А ведь для того, чтобы укрепиться на таком огромном и перспективном рынке, нужно быть гораздо гибче!

- Мне Латвия напоминает мальчика из анекдота, который назло бабушке собирался отморозить уши, - добавляет Олег.

- Кстати, о мальчиках. Чем занимаются ваши сыновья?

- Старший окончил Московскую гуманитарную академию, получил специальность юриста, - говорит Олег. - Поработал немного в профессии, но ему это не понравилось. Потом увлекся компьютерными программами, а сейчас вместе с младшим работает на региональном телевидении. Младший окончил престижный автомобильный техникум, поступил потом в политехнический институт, но заболел телевидением. Сейчас работает диктором. В Морозовке его все узнают…

- А кто из сыновей женат?

- Старший. Нашел через Интернет свою старую любовь – одноклассницу из Риги, в прошлом году сыграли свадьбу у нас.


Стас, молодожены - Наталия и Игорь и мама братьев - Виолетта


НА ЗАПАДНЫЕ ДЕНЬГИ…

- Если все так здорово в России, то отчего люди собираются на митинги в Питере, Москве?

- Конечно, подтасовки на выборах многих возмутили, - говорит Олег. - Но молодежь еще и подстрекают: «страна погрязла в воровстве, в путинской «гэбне»…

- Кто подстрекает?

- Можно догадываться, кто и откуда направляют процесс. Политтехнологи находятся явно не в России. Уверен, все делается на западные деньги. Оппозиция их и отрабатывает. А молодежь, думаю, сагитировать сейчас несложно. Среди молодежи протестные настроения во все времена были, есть и будут. Я послушал, что говорили на Болотной в Москве. Избитые фразы о коррупции, причем звучали они в том числе из уст тех людей, при которых эта самая коррупция и расцветала пышным цветом: «Миша-два процента», тот же Немцов… Были они уже во власти, и мы знаем, что они из себя представляют. Да, коррупция есть. Но борьба с ней ведется – сколько чиновников уже посадили! Всего сразу ведь не сделаешь. Даже в Китае, где преступников расстреливают, искоренить коррупцию не могут. А вот то, что Россия движется вперед, поднимается на ноги – этого замечать многие в упор не хотят… Конечно, можно вернуть в Эрмитаж «Макдональдс» - вот тогда и зажуем!


Такую акцию затеяли местные жители. Если раньше дороги в Латвии ставились в пример российским, то сейчас такого уже не скажешь, говорит Олег

ЛАТВИЙСКИЕ «УСПЕХИ»

- Зато в Латвии, власти которой пытаются трындеть о мнимых успехах, вы заметили много удивительного…

- Вот здесь гордятся развитием туризма. Но в сигулдской гостинице-СПА, в которой мы останавливались, шеф-повар заболела, а два парня, которые обслуживали туристов вместо нее, не могли изъясняться ни на английском, ни на русском! А ведь гостиница на 99 процентов была заполнена гостями из России! Россияне едут в Латвию по старой памяти – как в русскую заграницу. И натыкаются на такой «сервис»… Даже в Старой Риге. Мы были, например, в ресторанчике напротив гостиницы «Рига». Ценники – на уровне самых дорогих стран Европы: самое дешевое второе блюдо - за 9 латов (21 доллар), но обслуживание – совок-совком…

Да что говорить о сфере услуг, когда у вас бизнесмены пачками покидают страну, переводя свои предприятия в Литву, Белоруссию и Россию. Знаю одного этнического латыша, который помогает своим соотечественникам перебраться в Питер и как-то обосноваться. Налогами в Латвии всех задушили. И рынок сужается. Показатель роста экономики – строительные краны. Мы проехались по Риге, кранов что-то не заметил…

А сколько десятков тысяч молодых и перспективных людей уехали из Латвии в Ирландию и Англию? Я в курсе – читаю вашу прессу, общаюсь с родственниками, которые живут в Латвии.

- И в чем же выход?

- Мне кажется, что надо переступить через какие-то исторические обиды и двигаться вперед. Россиян тоже много кто угнетал и обижал, но Россия из-за этого ведь не становится в позу. Налаживание нормальных связей с Россией привело бы Латвию к процветанию. Взять хотя бы тот же визовый режим. Давно пора его упростить, чтобы люди не стояли в очередях в латвийские консульства и посольства. Мы, например, въехали в Латвию по финским визам – их для жителей Ленобласти получить проще простого…

- В конечном итоге, вы довольны, что так повернулась судьба, и вы теперь живете в России?

- Абсолютно!


Вид на крепость Шлиссельбург в окрестностях Морозовки

- Я у детей как-то спросила, - говорит Виолетта, - ну, как, не тянет назад? Они сказали, что нет, в Латвии только отдыхать хорошо (к слову, в то время, когда мы беседовали, сыновья моих друзей как раз отдыхали – встречались со своими друзьями – Авт.) …

- Так и слышу скептиков, которые ехидничают: мол, Москва и Питер – это еще не вся Россия. А страна де лежит в нищете и разрухе… Как вам такое?

- В России много чего можно найти. И разруху, и Нью-Васюки в нефтяных регионах. Главное, что страна просыпается и постепенно отстраивается. И дороги, и новое жилье, и современные медицинские центры…

Тут в разговор вмешалась близкая подруга семейства Комбаровых – рижанка Светлана. Она добавила еще несколько штрихов к разговору:

«ЛЮДИ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ РЕСТОРАНЫ…»

- Я много где побывала в Европе, - рассказывает Светлана. – Но вот, когда прошлым летом ездила в Питер, на свадьбу к сыну своих друзей, то от Питера осталась в восхищении. А от Царского села просто дух захватывает. При виде Екатерининского дворца челюсть в буквальном смысле отвисает. Понятно, это исторические памятники, дворцы. Но вот ездила я в ноябре в Ярославль, через Москву. Комсомольская площадь, известная, как площадь трех вокзалов, поразила меня своей чистотой. Еще пять лет назад такого не было… А как преобразился Ярославль! Конечно, к тысячелетию в 2010-м году город буквально вылизали! Появилось много красивых домов, современные торговые центры. А что касается уровня жизни... У меня подруга – моя одноклассница, тоже бухгалтер, как и я. Так она получает за обслуживание небольшой фирмы в четыре раза больше. И еще. Ходила в Ярославле в знаменитый драматический театр имени Волкова – старейший в России. Спектакль «Кармен» меня просто потряс – своей неожиданной трактовкой, танцами, красивыми костюмами. И народ ходит не только в театр. Рестораны заполнены, люди могут себе это позволить в отличие от Латвии…

Фото автора и из семейного архива Комбаровых.
Tags: журналистика, интервью-статьи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo k_markarian december 20, 2012 15:36 151
Buy for 30 tokens
Привет! Правила в моем промо просты: можно предлагать любые записи, но только без разжигания национальной розни, порнографии, сцен насилия, других негативных картинок и политически ангажированных материалов. Кому нужно, воспользуется, а кому - нет, и не заметит.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 283 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal