Ведь и без того в школах нацменьшинств, как они теперь называются, 60 процентов предметов преподаются на госязыке и выпускные экзамены на латышском, и всё высшее образование - тоже. Учить на неродном химию, физику, математику или хорошо знать латышский - не одно и то же.
В конце своего выступления Ивета с грустью сказала, что ее младший сын, который живет теперь за границей, не хочет возвращаться в такую Латвию, где людей разделили на латышскую и русскую общины, и продолжают подогревать националистические настроения.
Решил поговорить с Иветой о наболевшем.

- Ивета, почему вы пришли на Вселатвийское родительское собрание? И почему спросили с трибуны, есть ли здесь латышские политики, и оказалось, что их нет?
- Потому что мне, как латышке, важно, чтобы мы жили все здесь на равных правах, во-первых, - отвечает с практически незаметным акцентом Ивета Ридере. - Русские здесь жили всегда, веками, и когда даже латышей не было. Пусть извиняют меня латыши, надо учить историю этой территории. И русские здесь полностью такой же народ, как латыши. И не одна треть, а даже больше, потому что латыши (большими) темпами уезжают. И как можно вообще игнорировать одну треть или даже половину населения, как народ Латвии, для меня это непонятно и стыдно.
За всё, что делают политики за эти 27 лет, мне стыдно! Их же избирали мы (хотя я и не избирала точно).
- Как вы думаете, почему ни один латышский политики не пришел на Вселатвийское родительское собрание?
- Они боятся. Вы поймайте хотя бы одного латышского политика тихонько на улице и спросите его о чем-то. Он даже ответить не сможет. Они же ничего не знают, что ответить. Что они скажут? Что латышам – латышский язык, а русским чего? Ну, что они скажут? Понимаете? Они – марионетки. Западные.
Но есть такие вопросы, которые касаются русских, которые они могут принять сами. Если русофобия – пожалуйста. Без каких вмешательств, я так считаю. Потому что русофобия – самое главное оружие все эти годы было. Всё делают, чтобы ненавидеть русских, унижать.
Начнём с гражданства. Ведь обещали, что дадут гражданство. Это же вообще было 700-800 тысяч человек (стольких людей, преимущественно русскоязычных, в октябре 1991 года в Латвии одним махом объявили негражданами, лишив всех политических и многих экономических прав - К.М.)
- А как пели красиво до получения независимости, какие лозунги были в ходу: "За нашу и вашу свободу", "Латвия – наш общий дом"…
- Я помню, это же моя жизнь.
- "Едины для Латвии" - обещали русским...
- Лапшу на уши можно вешать этой тупой молодежи, которая сейчас о чем-то кричит, ходит с этими факелами.

Крайний слева -депутат сейма ЛР от правящего нацблока Янис Домбрава. Фото: nacionalaapvieniba.lv
Мне-то про это рассказывать не надо, я всё помню прекрасно, не была ребёнком тогда, - говорит Ивета. - И мне за это стыдно, и жалко. У меня, как и у многих людей, были какие-то мечты, по крайней мере, что мы дружно в Латвии можем жить. Сейчас даже малейших таких надежд у меня нет. И я очень хочу обратно, домой. С годами понимаешь, что ты потерял, когда вспоминаешь Союз и ту нашу жизнь в Союзе….
P.S. Сегодня, как известно, Госдума России приняла заявление о недопустимости запрета Латвией обучения на языках национальных меньшинств в школе и предложила ввести против Риги санкции. Это произошло вслед за подписанием президентом Латвии Раймондом Вейонисом 2 апреля принятых 57 депутатами сейма (из 100) поправок в законы об образовании - переводе всех школ лишь на латышский язык.
Journal information