
Самая высокая в Прибалтике и ЕС телебашня на Закюсала (Заячьем острове) в Риге и телецентр (здание справа).
Пожалуй, забираться на площадки телебашни и переходить из опоры в опору по деревянным щитам с прорехами, кончающимися, например, металлическим брусом шириной в бордюр, было даже пострашнее, чем прыжки с парашютом. Из самолета ты выпрыгиваешь хотя бы с двумя парашютами: основным (за спиной) и запасным (на животе). А тут - ни парашюта, ни страховочного ремня или троса...
Но мне, конечно же, надо было все увидеть вблизи, как разваривают электросварщики-высотники временные распоры, удерживавшие 700-тонный каркас с антенной длиной в 278 метров, который монтировался на земле между опорами. Как на стальных тросах шести 16-тонных лебедок эта махина поползет вверх на проектную высоту в 368 метров.
Строили башню всей страной! Проектировали в Москве и Питере, сплавы разрабатывали в Киеве, металлические конструкции (а телебашня вся из стали особой прочности) изготавливали в Челябинске, а собирали их на месте в Риге уже работники Первого ленинградского специального строительно-монтажного управления треста "Севзапстальконструкция".
Операция по выдвижению антенны была намечена на 2 ноября 1984 года. Ветер, стихший после полудня (порывы его ослабли до 10 метров в секунду наверху), позволял начать выдвижение 700-тонной иглы. Продолжалось оно 12 дней с перерывами на непогоду, пока каркас с антенной не подняли до отметки 90 метров - так называемый "стол" на нижней площадке телебашни.

После очень настойчивых уговоров начальства мастер участка Михаил Петров под свою личную ответственность разрешил мне проследить непосредственно на месте за началом сложнейшей операции. Вместе с ним и несколькими монтажниками поднялись в лифте левой (ближайшей) опоры до нижней площадки.
"Здесь мы переходим в центральную шахту лифтов и через полторы минуты оказываемся на отметке в 167 метров. Из люка антенны по наружной лестнице спускаемся на площадку. Монтажники начинают подводить вплотную к антенне стальные направляющие блоки", - буднично описывается начало операции в том давнем моем репортаже.
Подумаешь, из одного лифта перешли в другой!)) А это как раз на нижней плошадке в 90 метров с присутствовавшими здесь не везде деревянными щитами, наброшенными на металлические брусья. Да и потом по наружной лестнице спустились (эка невидаль для монтажников или нынешних руферов) на площадку в 167 метров. Дальше - больше. Лифтов выше не было. А монтажники со сварщиками - были, они работали на самой верхней площадке (217 метров), там где сходятся опоры. Мы с Михаилом отправились к ним. Он следовал впереди и, казалось, не обращал на меня никакого внимания.
Череда лестниц внутри одной из опор, потом выход наружу и переход по металлическому брусу (длиной метров в 10, хорошо хоть проволока была натянута, за которую можно было держаться!) в другую опору. Там еще по лестницам, и вот мы уже на 217 метрах.

Та самая заметка из 1984 года со снимком монтажников-высотников и башни за ними.
Выдвижение антенны началось в 15.10. На разных площадках находились сигнальщики с рациями.
"Река и город внизу окутаны дымкой", - позволил я себе небольшую красивость в репортаже. А все остальное - про работу, про бригадира слесарей-монтажников А.Павлова, начальника участка Вадима Гронского, который буквально дежурил на башне во время операции, монтажников Юрия Старкова и Алексея Иванова, которые предотвратили аварию. Повиснув на тросах в проеме между площадкой и центральным каркасом, они разрезали держатели временной висячей площадки, спустив потом ее на тросах ниже - так, чтобы антенна не задевала площадку... К вечеру телебашня подросла на 25 метров.
А на следующий день я вновь вместе с моим провожатым полез на башню, зная уже, что меня ожидает, но, желая доказать и себе, и монтажникам, что журналисты тоже не лыком шиты. В субботу 3 ноября было похолоднее.
"Коварны скользкие плиты, между обрезками металла собирается вода. Алексей Иванов, зацепив страховочный конец за трос, обваривает края площадки" - говорится в репортаже. Но, конечно, ничего не говорилось о том, как я искал туалет на высоте 217 метров, когда приспичило.
Огляделся на крохотном пятачке, но ничего похожего не увидел. Дай, думаю, спрошу у ребят, куда они по малой нужде ходят. Спросил, конечно, не такими словами. Они ответили, показав красноречиво на край площадки и рассмеялись потом, увидев мое недоумение.
- Там же люди ходят внизу, - чего-то я явно сглупил.
- Не долетит, - успокоил меня буднично кто-то из монтажников.
Это был как раз тот случай, когда надо было не ссать, чтобы поссать (простите мой французский). Мелкими шажками-шажочками я придвигался к краю площадки, неогороженной, понятно, ничем. На краю, к счастью, торчал металлический прут, за который я и уцепился. Потом какое-то время привыкал к высоте и мысли, что это вот надо будет сейчас сюда делать...
А затем вновь был спуск всё по тому же маршруту. Когда я спросил у Михаила, не опасался ли он, что я где-нибудь оступлюсь и упаду, мой провожатый заметил, что такое, скорее, может произойти с профессионалом, который расслабился и перестал обращать внимание на опасность. А те, кто хочет жить, очень аккуратны.
В редакционный музей я притащил тогда с телебашни два здоровенных болта, срезанных наполовину огнем, когда убирали металлические распорки у антенны. И написал репортаж.
А во время летней практики в июле 1981 года в будущей моей первой газете "Советская молодежь" мне, студенту журфака ЛГУ, доверили писать об испытаниях и сдаче в строй вантового моста, который тоже проектировала и строила вся страна. Так я стал, сам того не ожидая, свидетелем действий махровых "оккупантов", которые во время "оккупации" Латвии построили ей мост-красавец и уникальную телебашню, которые стали одними из основных символов республики.
О вывертах новейшей истории Латвии, заброшенных заводах и маршах эсэсовцев, арестах русских правозащитников, призывах к зачисткам, борьбе с "оккупацией" и "оккупантами", об испытаниях того же вантового моста в 1981 году - читайте в моей статье "Заброшенные заводы и марши эсэсовцев: до чего довела Латвию борьба с «оккупацией» и «оккупантами»" на сайте Федерального агентства новостей
Journal information