У входа в здание суда Видземского предместья Риги Александра Гапоненко встретили единомышленники, пикетировавшие суд, друзья-соратники и журналисты.
Русский правозащитник, профессор вуза, принципиально не натурализовавшийся в граждане Латвии, как примерно и 250 тысяч остающихся в Латвии русских и русскоязычных, лишенных в октябре 1991 года всех основных прав человека, обвиняется по трем тяжелым статьям уголовного закона республики. За разжигание межнациональной розни (статья 78), за деятельность, направленную против существующего строя Латвии (ст. 80) и за помощь иностранному государству (читай — России) в его деятельности против Латвии (ст. 81). Последнее обвинение основано на том факте, что Александр является председателем прибалтийского отделения Изборского клуба. Хотя подробности обвинений держатся до сих пор в секрете.
Немолодого уже правозащитника с больным сердцем посадили в тюрьму на время предварительного следствия, как какого-то опасного рецидивиста. Здоровье Александра еще более ухудшилось за эти 4 месяца в неволе. Но он не теряет силы воли и способности к работе.
«У меня будут какие-то ограничения на общение, я о них пока еще не знаю, — сказал собравшимся Александр. — Мне нужно несколько дней отдохнуть, я действительно себя очень плохо физически чувствую. И затем я выйду на связь».
Правозащитник отметил, что не ожидал освобождения, думая, что ему предстоит крестный путь и мученическая кончина в тюрьме.
«Хорошо, что этого не произошло, но это исключительно потому, что вы меня поддержали. Потому что следствие пыталось склонить меня к самоубийству, меня пытали в тюрьме, — рассказал Александр. — И выдержать это было очень тяжело. Но ваши письма и книги, которые вы присылали, помогли мне. Думаю, что мой опыт пойдет на пользу не только русским Латвии, но и всему русскому зарубежью, всем русским в России, которые помогали мне и, думаю, будут помогать дальше. Спасибо вам большое!
Меня убрали из общественного информационного поля для того, чтобы я не высказывал свои мысли. А мысли у меня очень простые. Я хочу, чтобы в дружбе жили русские и латыши, но чтобы русские сохранили свою этническую идентичность. Вот за то, что я высказываю мнение миллиона русских, которые здесь живут, меня и отправили в тюрьму. Сегодня суд отпустил меня, но предстоит еще долгий судебный процесс. Я уверен, что мы с адвокатом его выиграем».
Если кого-то заинтересуют подробности, фото и видео, эксклюзивные интервью с евродепутатами от Латвии Андреем Мамыкиным и Мирославом Митрофановым об освобождении Гапоненко, исключении лидера Русского союза Татьяны Жданок из избирательного списка, о нападении на автоколонну РСЛ и удивительный рассказ 86-летнего католического священника Константина Боярса, считающего Гапоненко невиновным и помнящим, что именно русские ценой своей жизни освобождали Латвию от фашистов, читайте мой материал "Четыре месяца тюрьмы и пыток за смелость быть русским: Александра Гапоненко выпустили из Рижского централа" на сайте Федерального агентства новостей.
Journal information