Карен Маркарян (k_markarian) wrote,
Карен Маркарян
k_markarian

Categories:

400-летний шведский фрегат "Васа" сохранился, потому что затонул

Благодаря желанию шведского короля Густава II Адольфа построить самый мощный, самый большой и красивый боевой корабль своей эпохи, мы имеем возможность лицезреть королевский флагман начала 17 века - 64-пушечный фрегат "Васа", которому без малого 400 лет.



На острове Юргорден в Стокгольме вокруг фрегата (на снимке) сооружен музей одного корабля - "Васа", затонувшего 10 августа 1628 года, а поднятого в 1961 году. Корабль после подъема своим ходом пришел в док старой военной верфи...


Васа - это прозвище деда Густава II - Vasa ("сноп сена" - швед.). Именно Густав Васа соединил части Швеции в одно государство, как колосья в сноп. Сделал Стокгольм главным городом страны, ввел престолонаследие вместо выборного принципа, по которому королей избирали на престол. И вместе со страной перешел из католичества в протестанство.

И вот постоянно участвовавший в различных войнах внук Васы - Густав II Адольф ("Лев Севера", как его прозвали) срочно решил обновить свой флот, построив 25 кораблей к 1625 году.

1. Густав II Адольф погиб в возрасте 38 лет в битве при Лютцене 16 ноября 1632 года, когда лично вел в атаку кавалерию. Фото: wikipedia.org


"Васа" должен был олицетворять собой всю мощь Швеции. Возводить невиданный корабль был приглашен уже построивший несколько кораблей для шведского военного флота известный голландский кораблестроитель Хенрик Хюбертссон.

За строительством "Васа", заложенным на верфи полуострова Бласиехольмен весной 1626 года, следили как жители Стокгольма, так и иностранцы, докладывавшие в свои страны о ходе работ над громадным фрегатом. Сейчас бы это назвали вмешательством)

2. Шведские бюргеры начала 17 века...


3. В музее "Васа" свет специально приглушен для "здоровья" 400-летнего исполина и особого настроя...


4.


Чертежей не было, кроме черновых таблиц и размеров основных частей корабля, чтобы "секреты" судостроителей не попали в ненужные руки. До сих пор, правда, непонятно, почему не была построена уменьшенная модель фрегата, чтобы провести водные испытания.

5. А вот в музее копия корабля, многократно уменьшенная, имеется...


Хотя все, может, и обошлось бы, если бы судостроитель не умер спустя год. Продолжено строительство было под руководством местного мастера Хайна Якобссона.

6. Осенью 1627 года корабль был спущен на воду. Вот как это выглядело на старинном рисунке.


После спуска на воду началась внешняя отделка фрегата позолоченными и раскрашенными резными скульптурами и различными изображениями (всего около 700).

7. Вид кормы фрегата


8. С кормы...


Впрочем, все размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота лично утверждал сам король. Именно он настоял на втором пушечном ярусе. И вместо обычного для фрегата вооружения в 26 или 28 пушек у "Васа" было по 32 - с каждого борта!

А бронзовые пушки, среди которых было и 6 мортир, весили в большинстве своем больше тонны каждая. Примерно 80 тонн пришлось только на пушки. А еще ведь оснастка всего корабля. Плюс - ядра, провиант, бочки с порохом (хотя последнее и не самое тяжелое).

Летом 1628 года на стоявший напротив Королевского дворца фрегат все это и погрузили.

9. "Васа" должен был стать грозным оружием шведского флота...


Перед отплытием адмирал Клас Флеминг проверил остойчивость судна - тридцать матросов быстро перебегали с одного борта корабля на другой. На третьей попытке адмирал прекратил испытания, а то раскачавшийся флагман мог перевернуться уже у причала.

Флеминг смалодушничал, не отменив выход фрегата в первый и последний свой поход, длившийся всего около получаса. Король находился в Пруссии и не мог видеть происходящего. Но то, как он торопил строителей, тоже стоило кораблю жизни.

Очень длинный (65 м от надстройки на задней палубе до конца бушприта - выступающей пики на носу), узкий (максимальная ширина - 11,7 метра) и высокий корабль (грот-мачта которого достигала почти 50 м, а кормовые надстройки имели высоту около 20 м) был практически обречен.

Под бушпритом по бокам от резного льва, готовящегося к прыжку, находились гальюны (отверстия для туалетов), пользоваться которымм в шторм было опасно для жизни.

10. Почему справляли нужду именно в носовой части, которая по голландски и называлась galjoen? А ветер-то в паруса откуда дует, вспомните...


В воскресенье 10 августа 1628 года "Васа" должен был дойти до военно-морской базы Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма. Но прошел он всего около 1300 метров до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. На его борту было около ста членов экипажа и их самьи.

Примерно 600 метров флагман прошел "на якорях" - это, когда якоря в шлюпах перевозят вперед, а сам корабль потом подтягивается к ним. Затем были подняты несколько парусов на мачтах.

11.


После приветственного залпа из пушек первый порыв ветра сильно накренил фрегат, но он выпрямился. А вот второй порыв ветра, настигший "Васа" в ста метрах от острова, стал роковым.

Корабль черпнул воды открытыми пушечными портами нижнего яруса и стал тонуть. В течение нескольких минут величайший парусник своего времени затонул. Следовавшим рядом лодкам и кораблям удалось спасти тонущих взрослых и детей. Но примерно от 30 до 50 человек утонули. Некоторые историки однако называют куда большее количество погибших...

12. Такелаж (оснастка) корабля практически вся сохранилась...


Король, узнав о гибели своего детища был в страшном гневе, веля наказать виновных. Но этого Шведский госсовет, который расследовал дело, сделать так и не смог, иначе пришлось бы выдвинуть обвинения в том числе и против короля. А с умершего судостроителя, кроме Господа, и спрашивать уже было некому...

На возведение корабля ушло, как пишут, более 1000 дубов с 16 гектаров леса. Шпангоуты (поперечные балки) фрегата достигали толщины почти в 46 см.

13. Примерно 300 человек возводили фрегат вручную. Они тесали, строгали, пилили бревна, используя вот такие топоры, рубанки, пилы, молотки...


Благодаря искусной работе современных реставраторов корабль сохранен практически в первозданном виде.

Конечно, металличские изделия все проржавели, но кожаные, серебряные и золотые украшения почти не пострадали.

Но самое главное, что малосоленое и холодное Балтийское море хорошо сохранило деревянный корпус корабля, который не источили черви и ракушки.

Искать "Васа" в середине прошлого века принялся 38-летний исследователь-инженер Андерс Франсен, специалист по затонувшим кораблям. Он 3 года тралил воды у островов Стокгольма, пока не нашел фрегат, лежавший на глубине 32 метра.

Подъемом корабля занялись затем водолазы и другие специалисты, которые сквозь каналы, прорытые под корпусом фрегата, просунули тросы, и с помощью понтонов сумели поднять "Васа" на поверхность.

Вход в музей для взрослых составляет 130 шведских крон, это примерно около 14 евро по курсу (по крайней мере, так было в июле 2016 года, когда мы здесь были). Для детей вход бесплатный.

14. А на полянках вокруг музея "Васа" можно покормить расхаживающих по травке канадских гусей.


Tags: Стокгольм, достопримечательность, музей, путешествие, фоторепортаж
Subscribe

promo k_markarian december 20, 2012 15:36 149
Buy for 30 tokens
Привет! Правила в моем промо просты: можно предлагать любые записи, но только без разжигания национальной розни, порнографии, сцен насилия, других негативных картинок и политически ангажированных материалов. Кому нужно, воспользуется, а кому - нет, и не заметит.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments