Карен Маркарян (k_markarian) wrote,
Карен Маркарян
k_markarian

Categories:

Ирина Розанова: «Я Настасья Филипповна по жизни…»

Сегодня у одной из известнейших наших актрис Ирины Розановой – день рождения. Хочется не только поздравить Ирину, но и представить вам фрагменты давнего интервью с народной и заслуженной артисткой России, которое вы не найдете в Интернете…






Ирина Розанова в фильме "Глянец" Андрона Кончаловского, 2007 год.

Беседовал я с Ириной по поводу намечавшегося в Риге антрепризного спектакля «Любовь и кролики», в котором она представала в этаком классическом любовном треугольнике вместе с такими замечательными партнерами, как Армен Джигарханян и Владимир Стержаков, играющий в два состава с Василием Бочкаревым.


Вечный сюжет...

- Ирина, муж-жена-любовник – это, с одной стороны, банально, но вместе с тем из разряда вечных тем. Этим спектакль «Любовь и кролики» и привлекателен? (сейчас, насколько мне известно, актеры его больше не играют)

- Скорее всего. В спектакле есть замечательный момент, когда я говорю мужу (Джигарханяну – Авт.), что неприлично, если будут знать про любовника. А он отвечает: почему неприлично, так живут все. И смотрит при этом в зрительный зал. Люди смеются…

Спектакль вообще достаточно необычный. Не из тех классических, когда есть «четвертая стена», когда зритель сидит отдельно, постепенно проникаясь и втягиваясь в жизнь актеров на сцене. У нас получается такой очень открытый праздник. Его принимали (и понимали) хорошо и в Италии, и в Германии, и в Финляндии… Если несколько примитивно сравнивать спектакль с чем-то, то в хорошем смысле – это елка. Помните, как раньше в детстве мы очень радовались, предвкушая появление Деда Мороза или Снегурочки? Вот так же зритель на этом спектакле имеет возможность участвовать в том, что происходит на сцене…

(Так и было в тот раз. Спектакль получился настолько комичным и открытым, что и мне довелось в нем сыграть. И не только репликами из первого ряда. В интервью с Джигарханяном я об этом уже рассказывал (и показывал фотографию – не удивляйтесь, я тогда носил бороду): http://k-markarian.livejournal.com/47728.html...)

- У вас как-то этот спектакль чуть не сорвался, насколько я слышал?..

- У нас были длительные гастроли в Ереване, и когда мы должны были улетать оттуда, не прибыл самолет. Мы не спали ночь – просидели в креслах в аэропорту. В Калининград на гастроли мы катастрофически опаздывали. И наши продюсеры «разыграли шахматную партию», рассчитав, каким образом мы могли догнать самолеты по стране, чтобы все-таки прилететь в Калининград.

Мы добирались тремя самолетами: из Еревана – в Москву, потом – в Питер. Оттуда – в Калининград. В этом время люди уже два часа сидели в зрительном зале. Поэтому из аэропорта мы моментально отправились в театр. Как вы понимаете, о том, чтобы принять душ и отдохнуть, и речи не было. Зрители нас терпеливо дожидались. Зал покинули лишь несколько человек. И вот, не спавши ночь, проведя весь день в дороге, мы сыграли с таким подъемом! Наверное, это было что-то свыше… И люди, расходясь, говорили: как здорово, что они не ушли, не лишили себя такого праздника!


(peopleschoice.ru)

- А что-то новое в ситуации муж-жена-любовник актриса Розанова для себя лично открыла?

- Новое то, что спектакль каждый раз всегда разный (моего вопроса актриса «не понимает», но я и не настаиваю – Авт.). Вот у нас были устроители, которые пригласили нас на гастроли и ездили с нами по городам. После они нам сказали, что видели совершенно разные спектакли. Действительно, если получается общение со зрителем, то возникает именно та импровизация, о которой мечтают все актеры. Проще всего придумать, заколотить, задолбить роль, поставить все жесты… А мы всегда пытаемся играть в живой театр…


Друзья – в жизни и на сцене...

- Кто из ваших партнеров самые-самые?

- Площадка, как зеркало. Когда люди смотрят спектакли, многие отмечают, что все мы очень любим друг друга. Это правда, это считывается. И это дает такую положительную энергию! На сцене все отношения проявляются через увеличительное стекло. Мне повезло, я десять лет работала в команде друзей, единомышленников. И теперь тоже работаю с друзьями в антрепризах. После десяти лет дружбы с Сережей Женовачем, когда мы играли и Гоголя, и Достоевского, и Островского, и Шекспира, мне сейчас очень сложно найти театр, в котором было бы так же комфортно.

Если говорить о кино, то было большим подарком работать у фантастического человека – Петра Тодоровского. Мне кажется, что новое поколение (ко всему прочему) забыло какие-то красивые слова, которые вдохновляют. А Петр Ефимович все это помнит. Он знает, как поддержать актера, помочь ему. Доброе слово ведь не только кошке приятно...


кадр из фильма Петра Тодоровского "Интердевочка" (1989): Кисуля - Ингеборга Дапкунайте и Сима-Гулливер - Ирина Розанова...


Сима-Гулливер уже с другой своей товаркой - Танькой (Еленой Яковлевой)

- Кто-то помнит вас по «Интердевочке», кто-то – по сериалу «Петербургские тайны», кто-то запомнил ваши нежные чувства с Джигарханяном в «Биндюжнике и короле». Легко ли вам играть с Арменом Борисовичем?

- Всегда! Джигарханян – уникальная личность. Лишь маленький пример. Когда мы перелетаем с места на место, то бывает, что Армену Борисовичу не заказывают бизнес-класс. Часто стюардессы предлагают перейти ему в этот салон. Он отказывается и говорит, что у него и так очень хорошее место. Человек, который может делать три пересадки, выдерживать 600-700 километров на машинах, а потом – восхитительно играть, запросто работать с залом! Он вообще – великий человек, душа компании.


Кадр из фильма "Биндюжник и король" (1989)


От интердевочки – до бомжихи

Недавно мы видели Розанову в необычной для нее государственной роли министра культуры СССР Фурцевой в одноименном телесериале. До этого – в роли народной певицы Лидии Руслановой - в сериале «Жуков». Но прежде амплуа актрисы таким разнообразием не отличалось, несмотря на более сотню фильмов, в которых она сыграла. Разве что Ее императорское Высочество Екатерина Первая – в телесериале «Петр Первый. Завещание». Но, учитывая более, чем легкомысленное прошлое императрицы, можно считать, что Розанову использовали в привычном для нее жанре…


В сериале "Фурцева" (2011) с Александром Домогаровым (ее мужем по роли)

- Ирина, многие ваши роли связаны с некоторой легкостью в поведении персонажей. Не доставляет ли вам это в жизни известные неудобства, ведь зритель часто путает кино и реальность?

- Вы знаете, нет. Я вот играла бомжиху, так что же, меня кто-то будет ассоциировать с бомжихой? Я же не валялась на помойках и не спала с алкоголиками… просто позвонил Сережа Газаров и сказал: «Ира, есть такая роль в сериале «Пятый угол». Его потом самого замучили: как вы могли с Розановой такое сделать?! Он меня просто опустил до такой меховой шапочки… Единственное, что хотелось сделать, придя домой, - часа два полежать в ванне. Чтобы все ушло. Но работать было безумно интересно.

Я родилась в актерской семье, выросла в театре и поэтому понимаю, что какие-то мои роли могут людям не нравиться. Но это их проблемы. Хотя, конечно, бывают роли (если не слишком пафосно это прозвучит), как неизлечимая болезнь. Вот за такие роли я не берусь. А если я понимаю, что мой персонаж (пусть и отрицательный) может хоть что-то изменить в людях… Тот же пример с фильмом Лены Цыплаковой «На тебя уповаю», когда меня полстраны возненавидело за воспитательницу, которая бьет детей.


кадр из фильма «На тебя уповаю» (1992)

Но зато я знаю, что многие женщины, которые увидели некоторые свои отрицательные черты как бы со стороны, начинают после этого по-другому относиться к детям. Вот это для меня самый большой подарок! Значит, я достучалась до чьих-то сердец. Поэтому я радуюсь, что мне судьба дает возможность петь не одну песню, как какому-нибудь акыну.
Была я как-то на передаче у Льва Новоженова. Позвонила одна женщина и сказала мне: «Я вас так люблю, но есть роль, за которую я вас просто ненавижу.» Это как раз роль в картине Лены Цыплаковой. А потом был звонок, который, к сожалению, не пустили в эфир, но потом мне о нем рассказали. Звонивший говорил, что его жена после этого фильма не только не кричит на ребенка, но она вообще забыла, как грубо с ним разговаривать.


Поцелуи с Рязановым...

- Ваши поклонники выражали вам свои чувства каким-нибудь необыкновенным образом?

- В свое время в театре Маяковского зрители носили актерам даже продукты. Было голодное время (1984-1988 годы), и они считали, что мы недоедаем… И нас подкармливали.

- У вас в поклонниках известные люди, например, тот же Эльдар Рязанов, устроивший для вас и вашего мужа (уже бывшего, актриса на сегодняшний день не замужем – Авт.) - оператора Григория Беленького свадебный стол…

- Все произошло совершенно случайно. И свадьба – тоже. Она, конечно, должна была состояться, но неизвестно когда. И вот я как-то вернулась из гастролей, а меня тут же повезли в ЗАГС. Рязанов, когда это узнал, сказал: все, свадьбу играем только у меня. Эльдар Александрович вообще удивительный человек, потрясающий режиссер, рассказчик… И жена его тоже замечательная женщина. Они устроили нам очень красивую свадьбу. Сидела я рядом с Рязановым. И когда кричали «горько!» - целовалась с Рязановым.


Эльдар Рязанов: "Берегись водного мотоцикла!" (eg.ru)

- Много народа было?

- Нет, только самые близкие. Но мы свадьбу не один раз отмечали. Потом с мужем поехали домой к моим родителям в Рязань. И там тоже справили свадьбу. Я сама не очень люблю большие компании, потому что мне кажется, что всем присутствующим тогда не хватает внимания. Поэтому, по мне, лучше чаще всех собирать (Ирина – отлично готовит, рыбачит и любит собирать грибы – Авт.).

- У вас никогда не стоял вопрос о смене фамилии на мужнину?

- Да вы что, с ума сошли?! У меня такая потрясающая фамилия! Которую мне, правда, когда-то испортили. Сделав меня из РОзановой РозАновой… Мои корни уходят к Василию Васильевичу РОзанову, известному философу. И вообще у моих мужей были такие смешные фамилии, что мне всегда моя казалась лучше.

- А если чрез дефис, например, Розанова-Беленькая?..

- Да я в семье и так Беленькая… А для зрителей, которые меня запомнили именно с этой фамилией, - Розанова.


кадр из фильма "Дочь якудзы" (2010)...


Бах круче попсы

- Вы никогда не жалели о своих поступках, начиная с брошенного музучилища, принесенного в жертву актерству, и кончая решением уйти из «Маяковки» вслед за неизвестным тогда начинающим режиссером Сергеем Женовачем? Ведь из-за него в том числе вы потом оставили еще два театра?

- Я не жалела, что ушла из музыкального училища. Я понимала, что измучила и себя, и педагогов. Хотя мне пророчили хорошее будущее. Но я понимала, что блестящий исполнитель из меня вряд ли получится. Это очень тяжелый труд. Если мы вспомним историю, то обнаружим, что все выдающиеся музыканты – это в основном мужчины. А педагог – это большое призвание и тоже очень тяжелый труд. Как человек в этом смысле ответственный, я не смогла бы маленького человечка бить по рукам и говорить, что внутри тебя сидит такой цыпленочек, который должен раскрыться… Этого «цыпленочка» я ненавидела с детства. Поэтому театр – это, наверное, единственное, что я могу.

Тем не менее я благодарна родителям за то, что теперь в любой компании могу сесть за фортепиано и сыграть. И не только в компании. У меня был спектакль «Провинциалка» Тургенева, где я на сцене музицировала. Думаю, это зрителю тоже нравилось: помимо того, что человек прыгает по сцене и слова говорит, он еще умеет что-то другое делать.


Ирина Розанова и Богдан Ступка на съемках фильма "Инсайт", 2009г. (ruuskino.ru). Сегодня, на 71-м году жизни скончался народный артист СССР Богдан Ступка. Соболезнования близким актера и всем почитателям его таланта...

- А дома вы садитесь за фоно?

- Мое фоно осталось племяннице, которая училась в музыкальном училище. Правда, иногда у меня возникает желание что-то сыграть и самой, так что, возможно, куплю себе инструмент. Бах и Моцарт для меня предпочтительнее той же попсы. И очень люблю ХТК – хорошо темперированный клавир в исполнении Гленна Гульда. Это такой потрясающий канадский музыкант, который фантастически играет Баха. Вот когда слушаешь его в дороге, то Москва со всеми ее пробками и заботами отходит на второй план…

Что же касается моих уходов из разных театров, то для меня все это были серьезные поступки. Для меня мертвая точка – это самое страшное, что может быть. Вот сколько можно было сидеть на Малой Бронной при том, что наши билеты мы находили где-то в урнах этого театра, а людям говорили, что билетов нет, и залы были полупустые? Значит, дирекция вообще в нас была не заинтересована. Поэтому оттуда нужно было уходить.
Самое главное в жизни, на мой взгляд, не сожалеть, не завидовать, не обижаться и не бояться идти вперед.

- В одном из фильмов вы становитесь королевой в неведомой стране, выйдя замуж за иностранца. В жизни так бы смогли?

- В жизни я играла одну роль, которую так и не доиграла в театре. Роль Настасьи Филипповны из «Идиота». Мне нетрудно в камин бросить целое состояние или от чего-то отказаться и уйти…


Кино в деталях.Ирина Розанова(14.09.2011) в интервью с Федором Бондарчуком...


Из досье:

Ирина Розанова родилась 22 июля 1961 года в Рязани. Родители - актеры Рязанского драмтеатра. Мать, народная артистка РСФСР Зоя Белова, выходила на сцену, даже будучи на 8 месяце беременности. Так что Ирина и родилась, можно сказать, в театре, и выросла за кулисами. В 6 лет сыграла свою первую роль на сцене. После школы поступала в ГИТИС, но неудачно. Вернувшись в Рязань, устроилась в театр костюмером, участвовала в массовке. На следующий год ГИТИС был покорен. Окончила его в 1984 году.

1984-1988 - актриса театра им. Маяковского.
1988-1991 - актриса театра - студии "Человек".
1991-1998 - актриса театра на Малой Бронной.
1998-1999 - актриса Театра Ленинского комсомола.
Заслуженная артистка России (1995).
Народная артистка России (2007).


Мужья и любимые мужчины Розановой:

На третьем курсе ГИТИСА Ирина вышла замуж за киевлянина однокурсника Евгения Каменьковича. Жили в комнатке общежития, через пару лет расстались. Потом был роман с режиссером Дмитрием Месхиевым, который случился в конце 80-х, во время съемок фильма «Гамбринус»…

На одном из «Кинотавров» Розанова встретилась со своим вторым будущим официальным мужем - бизнесменом Тимуром Вайнштейном, с которым даже венчалась в Израиле. Но после потери ребенка супруги расстались.
Потом было еще одно замужество. С оператором Григорием Беленьким Ирина познакомилась на съемках фильма «Дети понедельника». В 2000-м поженились, через 6 лет расстались, оставшись друзьями до сих пор..


С Григорием Беленьким (allcelebs.forumbook.ru)

Потом случился роман с режиссером Бахтияром Худойназаровым - на съемках фильма «Танкер «Танго». Связь продолжалась вплоть до прошлого года…

Очаровательной актрисе приписывают еще множество романов со своими партнерами и режиссерами, но это, как говорится, глубоко ее личное дело...


Кадр из фильма "Биндюжник и король". С любимым партнером Джигарханяном...
Tags: ЗВЕЗДЫ, Розанова, журналистика, интервью-статьи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo k_markarian december 20, 2012 15:36 149
Buy for 30 tokens
Привет! Правила в моем промо просты: можно предлагать любые записи, но только без разжигания национальной розни, порнографии, сцен насилия, других негативных картинок и политически ангажированных материалов. Кому нужно, воспользуется, а кому - нет, и не заметит.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 202 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal