Карен Маркарян (k_markarian) wrote,
Карен Маркарян
k_markarian

Category:

Секс и смерть по Гринуэю…



В конце июля на кинофестивале в Одессе великий и ужасный культовый режиссер Питер Гринуэй, которому в этом году исполнилось 70 лет, вновь вещал, что кино умерло (или умирает), снимая при этом фильмы с завидной частотой. Хотя назвать их развлекательными язык не повернется…

Взгляды этого британского режиссера, живущего сейчас в Голландии, можно, конечно, не разделять. Но талант Гринуэя – авторитета так называемого «другого кино» общепризнан. Поэтому предлагаю вам свое интервью с мэтром, приезжавшем в Ригу как раз накануне съемок картины "Тайны "Ночного дозора»…





Питер Гринуэй на церемонии открытия Одесского международного кинофестиваля (ria.ru)



Гринуэй, получивший несколько лет назад звание Командора Ордена Британской империи, а в далеком 1988 году - приз Каннского кинофестиваля «За лучший художественный вклад» - в октябре собирается приступить к съемкам фильма "Эйзенштейн в Гуанахуато". Хроника в нем будет перемежаться всяческими художественными вставками. По сюжету, великий советский режиссер Сергей Эйзенштейн в 1931 году приезжает в Мексику, чтобы снять ленту "Да здравствует Мексика!". Там он отправляется в городок Гуанахуато - в знаменитый Музей Мертвых, где в гиды к нему попадает молодой мексиканский историк Паломино Канедо. С этим Паломино возникает страстная связь с психоделикой вкупе (а чего еще ожидать от городка с таким названием, да и от Гринуэя))) Некоторые мексиканские эпизоды уже отсняты, а само кино выйдет в следующем году. После этого сразу же будет сниматься другой фильм - "Пища для любви" по новелле Томаса Манна "Смерть в Венеции". Причем, половину картины Питер намерен снять в Питере, в который влюбился, едва в нем побывав в конце июня...


кадр из фильма «Тайны «Ночного дозора» (afisha.ru)

Российскому зрителю Гринуэй знаком прежде всего по фильму «Тайны «Ночного дозора» (2007) о жизни Рембрандта и создании им знаменитой картины «Ночной дозор», в котором он зашифровал намек на совершенное героями картины убийство…


Кино категории NC


кадр из фильма «Повар, вор, его жена и ее любовник»

Чтобы понять, что такое Гринуэй, пожалуй, можно посмотреть один из самых скандальных его фильмов – «Повар, вор, его жена и ее любовник», снятый в 1989 году. Совет американской ассоциации кинопромышленников, не страдающий, как известно, излишним пуританством, даже был вынужден ввести специальную возрастную категорию (NC17) для этой картины. Сюжетец еще тот: вор покупает ресторан, где оттягивается с друзьями. Его жена, которую он третирует, не теряет время – заводит любовника, с которым совокупляется тут же, в женском туалете, на кухне, мстя тирану. Когда их разоблачают, и муж с подручными убивают любовника, засовывая тому в рот страницы любимой им книги, жена просит повара ресторана – искуснейшего кулинара – приготовить из трупа жаркое. А потом, под дулом пистолета, заставляет мужа испробовать некогда мужскую гордость своего любовника. Тот, давясь и срыгивая, ест, а потом получает пулю. Занавес...


кадр из фильма "Интимный дневник"

В "Интимном дневнике" (1995) японка Нагико, с детства влюбленная в каллиграфию и средневековый роман Сей Сенагона «Записки у изголовья», бежит от жестокого мужа, чтобы в одиночку наслаждаться жизнью, литературой, менять любовников, совершенствуя искусство написания текстов на мужских телах и получая удовольствие, когда пишут на ее коже... Тринадцать любовников - тринадцать тел - тринадцать книг, которые она «посылает» своему издателю. Тот их своеобразно «читает», совокупляясь с каждым из любовников писательницы, еще не зная, что последнее живое послание - Книга Смерти...

И сюжетец еще тот, и кино сделано авангардно, когда на экране время от времени появляются один-два экрана, в которых также происходит действо или видны крупные планы тел:



***

- Вы, наверное, знаете, что, пожалуй, самая лучшая работа Рембрандта «Ночной дозор» находится в Национальном музее Голландии, - рассказывал во время встречи в Риге Гринуэй. - И я считаю большой привилегией для себя разрешение музея снять картину со стены и использовать в съемках. На мой взгляд, «Ночной дозор» может считаться одним из самых известных живописных полотен после «Моны Лизы» и «Сикстинской капеллы».

Своим фильмом я хочу доказать, что Рембрандт был не только великим художником, но и человеком театра, предтечей кинематографа, что следует из его картин…


Рембрандт ван Рейн «Ночной дозор»,1642


О русских актрисах и… некрофилии

- Как вы относитесь к русским женщинам...

- А почему вы задаете такой вопрос? – вдруг насторожился Питер, не дав мне даже договорить.

- …Потому что не все женщины, которых вы снимали в «русских эпизодах» вашей трилогии «Чемоданы Тульса Люпера», являются профессиональными актрисами. Например, Кристина Орбакайте. (А еще были Лариса Гузеева, Рената Литвинова – К.М.) И что будет с этой частью картины, которая вдруг выпала из окончательного варианта?

- Фильм получился и так уже семичасовым, как вы, наверное, знаете. Поэтому в него многое, к сожалению, не вошло. Но сейчас мы работаем как раз над тем, чтобы сделать своего рода русскую версию «Тульса Люпера», одна из частей которого будет посвящена русским женщинам. Так что вы всех снимавшихся у меня актрис из России в нем еще увидите.

К слову, с русскими актерами и актрисами гораздо легче работать, чем с голливудскими. Результата больше. Они давали мне возможность разрабатывать роль и создавать нечто новое.


Рената Литвинова в фильме «Чемоданы Тульса Люпера»

У меня есть анекдотичная история. Десяток лет назад один из джентльменов, который сейчас руководит культурой в правительстве Путина, решил написать диссертацию по моему фильму «Повар, вор, его жена и ее любовник». Когда он обратился за рекомендацией, ему сказали, что основным сюжетом в картине является тема некрофилии. Русский на это только воскликнул: «О, это как раз то, что нужно!»

И сейчас мы этому человеку благодарны за его поддержку уже будущего фильма. Потому что в Европе это может быть сопряжено с большими трудностями, потому что и будущая лента будет о некрофилии, потому что я хочу задействовать в ней актрис старше 60-ти, потому что все действие будет происходить в темноте. Конечно, все это представлялось проблематичным. Но русские сказали: мы сделаем это. Мне такой подход нравится…


О банкротстве кино и «мистике» Тарковском

… После этого мэтр «другого кино» оседлал своего любимого конька, в который раз уже за последние несколько лет обрушиваясь в своих интервью и лекциях на кинематограф за его «Гарри-поттеровщину». Мол, полный кирдык пришел «синема», которое в последние полвека в основном выступает как средство иллюстрирования книг. А кончина кино, по Гринуэю, произошла более полувека назад, когда впервые появился телевизионный пульт дистанционного управления, позволяющий прямо из собственной гостиной представлять все происходящее в мире. Поэтому, чтобы выжить, кино, мол, должно стать мультимедийным и мультинациональным. Кроме того, в кино право на существование имеют только две темы – секс и смерть.


А в этой девушке кто-нибудь разглядел бы будущую секс-символ ХХ века?Зимой на аукционе Julien’s в Беверли-Хиллз выставляли на торги уникальные снимки легендарной Мэрилин Монро, сделанные в 1946 году. Среди них был и этот -
20-летней Нормы Джин Доэрти (ставшей Мэрилин Монро), позирующей на пляже в открытом купальнике. Для будущей кинозвезды это была первая профессиональная фотосессия, которую провел фотограф Джозеф Джасгур (источник - libymax.ru)


а теперь под платье Монро может заглянуть каждый. Год назад в Чикаго установили 8-метровую скульптуру кинодивы...

- А почему вы, насколько известно, не расположены к творчеству Андрея Тарковского?

- Уж слишком мистичны его картины. Они, на мой взгляд, поверхностны и скучны…

- А вот в комментариях к вашему фильму «Интимный дневник» в Интернете я прочел, например, признание одного из зрителей, что он после этой ленты осознал свою гомосексуальность, что с нее «началось его перерождение». Как вы относитесь к подобным выводам - только, пожалуйста, не говорите, что в произведении искусства каждый ищет и видит нечто свое. Ведь конкретная работа часто и направляет зрителя в определенное русло. Не слишком ли много «голубизны» в нынешнем искусстве?

- Если с помощью моего фильма кто-то осознал свою гомосексуальность, то я могу считать свою работу весьма успешной, - отметил режиссер, явно игнорируя последнюю часть вопроса. - Последние десять лет я пытаюсь снимать так, чтобы зрительные образы преобладали над «текстовыми». Поэтому я и не мог отобразить происходящее в «Интимном дневнике» на примере, скажем, Центральной Европы, где очень сильны различия между визуальным и «текстовым» кино – кино, иллюстрирующем книгу. Вот и пришлось перенести действие на Восток, где, как мне кажется, визуальные традиции гораздо важнее.

К банкротству кино, на мой взгляд, привели четыре формы тирании, главная из которых – текст. Второй вид тирании – ограничительные рамки, которые призывают зрителя двигаться в каком-то заданном направлении.

Третий вид тирании менее заметен, но и все же. Я хочу заявить, что кинематограф – не игровая площадка для Шэрон Стоун. Речь о постоянном компромиссе с так называемым актерским кино, чего не надо делать. Еще одна тирания – объектив камеры, которая ловит лишь мимику и не создает ничего. В этом нет никакого творчества.


Думаю, что ни один нормальный мужчина не будет возражать против такой "тирании камеры". Ну, разве Шэрон тут в чем-то виновата? Знаменитые кадры из "Основного инстинкта", сделавшие Шэрон звездой... (vespig.wordpress.com)

Самые великие для меня художники 20 века - Эйзенштейн и Пикассо. Пикассо говорил: я рисую не то, что вижу (как это происходит в случае с камерой), а то, что представляю (на это камера неспособна). А русский кинорежиссер Эйзенштейн, возможно, самый великий из режиссеров. Он не превращал кино в инструмент кинохроники, а мог буквально сотворить его из ничего.

- Так чем же провинилась Шэрон Стоун?

- Потому что режиссеры исключительно используют ее сексапильность. Она перестает быть самой собой. Этакий секс-символ, который неизменен…

… А мне Шэрон Стоун именно в этом амплуа всегда и нравилась. Хотя она умеет еще быть и другой, что привлекает гораздо больше:


с тремя приемными сыновьями (starslife.ru)


Из досье:

Питер Гринуэй родился 5 апреля 1942 года в Ньюпорте (Уэльс, Великобритания).

С детства увлекался рисованием, уже в 22 года устраивает персональную выставку в Lord's Gallery. В 1965-м начинает снимать документальные и короткометражные ленты. Не оставил этого и сейчас. В частности, в 1999-м снял фильм "Смерть композитора", в котором провел целое исследование и выяснил, что с 1945-го по 1980-й год десять композиторов (начиная от Антона Веберна и заканчивая Джоном ЛЕННОНОМ) погибли при десяти схожих обстоятельствах. Все жертвы были застрелены в темноте тремя пулями, все они в момент убийства были в шляпе, очках и курили сигару или сигарету. Все они оставили вдов, и все убийцы обладали американскими паспортами…

В 1994 году, во время постановки оперы «Роза. Конная драма» в Нидерландской опере, Гринуэй познакомился с театральным режиссером Саскией Боддеке, ставшей его второй женой, как сообщает Вики. В 1999 году он переехал из Лондона в Амстердама, где и живет до сих пор…
Tags: Гринуэй, ЗВЕЗДЫ, журналистика, интервью-статьи
Subscribe

promo k_markarian december 20, 2012 15:36 149
Buy for 30 tokens
Привет! Правила в моем промо просты: можно предлагать любые записи, но только без разжигания национальной розни, порнографии, сцен насилия, других негативных картинок и политически ангажированных материалов. Кому нужно, воспользуется, а кому - нет, и не заметит.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 180 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →