
Выступление Эрдогана на Генассамблее ООН. Фрагмент снимка REUTERS
Выступая 21 сентября на 76-й сессии ООН, "друг" Реджеп, чтобы ни у кого не оставалось никаких сомнений, вновь на весь мир заявил об "аннексии" Крыма Россией, непризнании этого факта и важности сохранения территориальной целостности и суверенитета Украины.
Стоит отметить последовательность турецкой политики, на которую явно не повлияло "помидорное" и туристическое эмбарго.
Еще в апреле этого года Эрдоган после переговоров с Зеленьским в Стамбуле объявил, что Анкара поддержит создание т.н. "Крымской платформы", цель которой -- возвращение "аннексированного Крыма" и "восстановление территориальной целостности Украины в международно признанных границах".
Об этой "борьбе за мирное возвращение Крыма" и против "откровенного нарушения международного права" Россией вовсю витийствовал во время саммита "Крымской платформы" в Киеве 23 августа и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу.
Военные турецко-украинские приготовления: поставка байрактаров, строительство Турцией корветов для Киева отнюдь не убеждают в мирном характере будущей борьбы.
Реакцию первых лиц России на новый выпад Эрдогана общественность пока не услышала. Хотя вице-премьер правительства Крыма и его постоянный представитель при президенте РФ Георгий Мурадов, реагируя на заявление МИДа Турции о непризнании выборов, назвал такую позицию "неблагородной", напомнив, что в июле 2016 года именно руководство России помогло турецкому президенту спастись от госпереворота.
В МИД РФ пообещали сделать "соответствующие выводы", а в Кремле голосом пресс-секретаря президента тюрколога Дмитрия Пескова назвали позицию Турции по Крыму неверной, напомнив о партнёрском характере российско-турецких отношений и существующих разногласиях.
Конечно, вот так вот бросить, разорвать всё с Турцией -- "Турецкий поток", строительство АЭС, поставку ракетных комплексов С-400, строительство турецкими строителями множества объектов в России да и те же пресловутые помидоры -- Москве совершенно невыгодно. Худой мир, как говорится, лучше войны.
Однако стоит для себя всё же решить: Россия -- это про торговые отношения или нет, как говорит политолог и философ Сергей Михеев? Он считает, что не про торговые. Мне позиция Михеева понятна и близка. Но со стороны всегда легче судить.
Москва пытается пройти по самому узкому в мире межконтинентальному проливу Босфор, на обеих сторонах которого расположен Стамбул (Константинополь), так, чтобы не задеть ни Европу, ни Малую Азию. Худо-бедно это пока удаётся. Хотя и Европарламент грозится новыми санкциями, и Турция раз за разом всаживает ножи в спину: сбитый Су-24; убийство посла Андрея Карлова; вторжение в Сирию и в Ирак... И это - не считая той политики, которую Турция проводит в бывших советских республиках Центральной Азии, в Азербайджане и Грузии.
Созданный 12 лет назад Тюркский совет, включающий вместе с Турцией Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, всё более приобретает характер военного союза. Речь уже идёт об общей тюркской армии. Постоянные военные учения Анкары и Баку, успешные совместные боевые действия в Карабахе осенью 2020 года лишь разжигают аппетиты турецкого султана и его тюркских собратьев.
Ведь весьма характерно, что Анкара, захватив в 1974 году почти половину Кипра, не собирается никуда с этого острова уходить, несмотря ни на какие порицания "международной общественности".
А после развала СССР Турция практически поглотила Аджарию - бывшую автономную республику в составе Грузии. В разной степени активности Анкара распространяет свое влияние и на Северном Кавказе России, в Татарстане, в Башкирии.
И какими бы выгодными торговые отношения у Турции и России не были сейчас, друзьями они не станут. Более того, в ближайшей перспективе вполне возможно, что геополитические интересы Анкары и её натовских союзников приведут к прямому столкновению амбициозного султана Эрдогана с его "дорогим другом Владимиром".
Лондон вполне может попытаться устроить Москве разведку боем с двух направлений - украинского и турецкого.
Подобный сценарий нельзя списывать со счетов, памятуя и активное участие Турции в Крымской войне середины 19 века, и в Первой мировой, и союз с Гитлером - во Второй мировой, не считая десятка русско-турецких войн в прошлом. А оно, это прошлое, Анкаре спокойно жить не даёт.
С каким бы удовольствием султан Эрдоган возвратил бы тот же Крым не Украине, не крымским татарам, а себе. Такой поворот событий отлично бы вписался в неоосманистские устремления Анкары по созданию Великого Турана. Эти планы Турции получают сейчас вторую жизнь.
А о том, охладит ли Эрдогана морщинистость и гниль, "вдруг" обнаруженная Россельхознадзором в турецких помидорах и фруктах,
можете прочитать в моей заметке на моем канале в дзене.
Journal information