Карен Маркарян (k_markarian) wrote,
Карен Маркарян
k_markarian

Categories:

Олег Янковский. Волшебник, Мюнхгаузен, Дракон…



С Олегом Ивановичем Янковским мне довелось встречаться дважды. С перерывом в несколько лет. Первый раз в Юрмале, во время рижских гастролей Ленкома, во второй раз – в Москве. В Юрмале мы беседовали в кафе-баре гостиницы «Лиелупе», где я угощал Янковского на правах хозяина, а в Москве - сидели в кафе Ленкома, куда пригласил меня Олег Иванович. Было это накануне новых рижских гастролей знаменитого театра…

Но говорили мы не только о творчестве или не столько о нем. А о доме, Отечестве, власти, личной жизни и даже об отношении к весьма откровенным снимкам невестки артиста в том же Интернете... Некоторые схожие темы мы затрагивали и в первом интервью. Поэтому я что-то объединю, а все сиюминутное - уберу…


Отечество и власть

- Камня в президентов СССР и России я ни в коем разе бросить не могу, - говорил мне о своих «коллегах» Олег Иванович, сыгравший Петра I в спектакле «Шут Балакирев». – Я понимаю, что если делать какой-то анализ (не мне его делать, для этого есть политологи и социологи), то надо признать, что действительно много чего не произошло, что жестоко обошлись с народом. Но вместе с тем, во время таких переходов, крови могло бы быть пролито гораздо больше, и не только в Чечне…

Yankovsky_Bikov
С Роланом Быковым. Кадр из фильма Евгения Карелова "Служили два товарища" (1968г.)

- Вы никогда не держали зла на советскую власть за сгинувшего в лагерях своего отца – бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка, Георгиевского кавалера, за отнятые дворянские титулы, за то, что сами родились в ссылке – в Джезказгане? Или власть эта позже вам все восполнила – признанием, госпремиями, орденами, званием народного артиста СССР, которое вы получили, как известно, вместе с Пугачевой последними перед распадом советской империи?

- Во-первых, до определенного момента я и не знал, что так жестоко система обошлась с отцом. Семья оберегала. Старший брат (Ростислав – актер Русской драмы в Минске, народный артист СССР – К.М.), конечно, знал и как-то с этим жил. Но, знаете, в семье злобы не было никогда. Потому что все-таки власть и Отечество – разные вещи, наверное. И поэтому я всегда удивлялся академику Лихачеву: как пройти столько и излучать такое тепло, добро, мудрость… Он не сводил счеты, он проповедовал другое.

Когда я повзрослел, то стал, естественно, многое понимать. И любви большой не было. Но и ненависти тоже. Поэтому я к тому времени отношусь философски, но возврата к нему не хотелось бы.


«Заграница не для меня»

- В начале 90-х, когда вы полгода играли на французском у Клода Режи во Франции, удалось ли вам понять, почему белая эмиграция так стремилась в Париж? И сами вы смогли бы жить за границей?

- Никогда. Тем более во Франции. По крайней мере, мне было дискомфортно эти полгода. Хотя я учитываю, что сказывалось и отсутствие языка в должной степени. Белая эмиграция французским-то владела, как родным. И тем не менее… Ведь дело в том, что француз, как человек, не очень впускает в себя, ему зачастую безразлично все, что не касается его семьи и дома. Французу, простите за это слово, на многое насрать. Так я подметил (допускаю, что я и не прав)….

За границей я бы не смог жить нигде. Это я понял, прожив полгода и в Италии (во время съемок в «Ностальгии» Тарковского – К.М.). Хотя обожаю Италию и считаю, что итальянцы очень теплый народ и более открытый, в отличие от французов. Так что эксперименты хороши на полгода, но не более того.


1982 год. С Андреем Тарковским в процессе съемок фильма "Ностальгия" (kinoart.ru)

Дом для женщины и для мужчины - понятия разные. Когда Тарковский остался в Италии, мне также намекали на такую возможность. Тем более были проекты - Тарковский хотел со мной делать Гамлета. Мы как-то с женой абстрактно рассуждали на этот счет. Она мне сказала: "Олег, я бы смогла. Мой город, моя страна там, где есть семья, где есть тепло, где тебе было бы хорошо, ты работал бы. Я, наверное, смогу этим миром жить".

А мужик по-другому устроен. Мужик должен обязательно состояться. Тем более я испытал, что значит состояться как личность в собственной стране. Когда я теряю это ощущение, то страшнее быть ничего не может.

- Зато теперь у вас есть, помимо квартиры в Москве, и дом в Барвихе. Со знаменитыми соседями общаетесь?

- Да, отношения сложились. Хотя подавляющее большинство все-таки – бизнесмены, потому что сегодня это недешевое удовольствие – построить себе виллу за городом, тем более в Барвихе. Но мне администрация района помогла с землей, и я построил дом. Это к вашему вопросу о том, что потом жизнь как-то стала возвращать мне то, что отняли…

Честно говоря, я не расположен к разным строительствам, но как-то так все сложилось, что было и на что построить, и были те, кто помог построить. Вот теперь семье вернулся такой родовой дом в Барвихе. Среди соседей – и Макаревич, и Леонид Ярмольник, и Александр Абдулов. И Переделкино рядышком, где много и писателей, и режиссеров, и бизнесменов.


1982 год. С Людмилой Гурченко в фильме Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву"...

- Вы снимались в зарубежных лентах со многими известными артистами. С Де Ниро, говорят, во время съемок «Охотника на оленей» даже подружились. В чем отличие их кино, их артистов (кроме, конечно, высоких гонораров) от наших?

- Американцы раньше всех создали мощную киноиндустрию. Крупные продюсерские агентства, тот же институт Спилберга, рассчитывают и просчитывают все до деталей. Иногда в голову не придет такой сюжет, какой вдруг предлагает американский кинематограф. На этом зарабатываются огромные деньги, но в то же время возникает возможность и для серьезного лабораторного кино, которое поражает воображение…

Что касается моих коллег-актеров, то тут мы не проигрываем им ни в чем. Но на их рынок наши фильмы все равно не пустят. Наши талантливые картины даже отметят на фестивалях, но не более.


кадр из фильма Марка Захарова "Обыкновенное чудо" (1978г.). Волшебник-Янковский со своей "женой" - актрисой Ириной Купченко и "медведем-человеком" Александром Абдуловым...(оmg-mozg.ru)


Суть ремесла

- Кроме Петра I, какие только роли вы на себя не примеряли – от уркагана до русского и немецкого аристократов или нового русского. И во всех этих ипостасях были, как говорится, на месте. Как это удается?

- Не знаю, как на этот вопрос отвечать. Спасибо! Он, наверное, комплиментарного порядка… Да, я сыграл и первого императора и последнего – Николая Александровича в фильме Шахназарова «Цареубийца». А еще Ленина играл в спектакле «Синие кони на красной траве».


кадр из фильма Карена Шахназарова "Цареубийца" (1991 г.). В роли Николая II Олег Янковский, удостоенный за эту работу национальной премии «Ника» (2004.novayagazeta.ru)

Суть нашего ремесла в простой формуле: «Я – в предлагаемых обстоятельствах». А человек, который идет в эту профессию, умеет пользоваться всеми характерами, которые господь Бог изобрел и закладывает в тебя, как в хороший компьютер. Поэтому, если требуется какая-то индивидуальность в определенной ситуации, то артист, особенно если еще правильно представить состояние и за счет коллизий разных, – это один человек. В иных предлагаемых обстоятельствах – это совершенно другой человек.

- То есть, если оперировать компьютерной терминологией, у некоторых артистов «процессоры» настолько мощные, что вмещают огромное количество программ?

- Можно и так. Да, чем лучше артист, тем его процессор, как вы сказали, мощнее, современнее – такой, что компьютерному магнату Биллу Гейтсу и не снился.

- Но у Говорухина в «Ворошиловском стрелке» вы тем не менее сниматься отказались…

- Знаете, бывают роли, которые играть нельзя. Я не о том, чтобы не играть отрицательных персонажей. У меня их огромное количество, включая Дракона. Это все - художественное осмысление. А от истории Говорухина возникает ощущение, что ты играешь документальную вещь (полковника милиции, который выгораживает своего сына-насильника, которого сыграл Пороховщиков - К. М.). А это - противно.

- Как "Чистилище"?

- Да, замечательный пример. Это ведь сделано на уровне какой-то пакости. И никакого отношения к искусству не имеет. Вот в той же картине о Вьетнаме "Охотник на оленей" страшные вещи есть, но они художественные, осмысленные. А "Чистилище" вызывает лишь рвотное состояние.


1988 год. Олег Янковский в роли Дракона. Кадр из совместного (СССР-ФРГ) телефильма Марка Захарова "Убить дракона".(1tv.ru)


Поклонницы, семья, эротика

- У вас масса поклонниц. Скажите, а Людмила Александровна не ревнует?

- Она мудрая женщина, так что к этому она относится разумно, понимая, что со своими поклонницами я в ресторан не пойду.


с женой Людмилой Зориной (uznayvse.ru)

- А как вам удалось в свое время завоевать сердце первой красавицы Саратовского театра?

- Мы были студентами Саратовского театрального института, но нас свел цирк. Людмила училась курсом старше, когда нас пригласили вести праздничную программу 7 ноября. А в отличие от драматического театра в цирке были семейные гримерные (поскольку много семейных номеров), без разделения на женские и мужские. Нас вместе и устроили в одну гримерную и как-то сочли, что мы муж и жена. И вот начался у нас роман, который длится на протяжении многих лет.

Я женился очень рано, не задумываясь. Но прожив столько лет вместе, сознаешь, что рядом с тобой не просто жена (между прочим, заслуженная артистка России, актриса Ленкома – К.М.), но и друг. Она читает мои сценарии, что-то подсказывает. Ее замечания для меня особенно важны. Помню, на "Мосфильме" был показ картины "Влюблен по собственному желанию". Картина начинается с общего плана: из метро вылезает человек, бухается мордой об асфальт, подходит какая-то женщина, поднимает его. Тут план поближе, и жена вдруг восклицает: "Олег, так это, оказывается, ты?!" Это был самый дорогой для меня комплимент. "Картина получилась!" - сказал я себе в тот момент. Ведь близкие люди тебя могут узнать на расстоянии, по походке…


1982 год. Кадр из фильма Сергея Микаэляна "Влюблен по собственному желанию" (tv.akado.ru)

- Благодаря вашему первому школьному увлечению девушкой-фехтовальщицей, которая была старше вас, вы и стали артистом, чтобы доказать ей, что так и есть на самом деле и что вы не фантазировали?

- Такой задачи – доказать – я не ставил. Но когда через несколько лет встреча с этой девушкой произошла, а я уже был известным артистом, то мое мужское самолюбие было в какой-то мере успокоено.

- У вас один сын, зато внук и внучка. На семейные радости времени хватает?

- Хватает, я стараюсь все-таки находить на это время. Уже и вместе с внуком снимался. Или вот снялся у Тодоровского в фильме «Любовник» по сценарию Геннадия Островского, а сын Филипп закончил талантливую картину «В движении» по сценарию того же Островского. Так что один сценарист нас объединил.


Янковский с женой, невесткой и внуками (woman.ru)

- С невесткой Оксаной Фандерой ладите?

- Очень.

- Вы не считаете зазорным, когда красивые женщины снимаются в стиле ню? Эротические фильмы или журналы иногда просматриваете?

- Просматриваю, да. Я к этому отношусь нормально, когда это по эстетике сделано хорошо, а не пошло. Тут вопрос профессионализма и вкуса художника, стилиста и, конечно, актрисы или модели, которая снимается обнаженной. И если есть, что показать, чем одарила тебя природа, это замечательно.

- Как и снимки обнаженной Оксаны Фандеры в том же Интернете?..

- Дело в том, что можно снять хуже-лучше. Нас когда-то пугали эротическими журналами, тем же «Плейбоем». Но, как оказалось, это нормальный журнал, солидные интересные люди в нем участвуют. Да, есть чистая порнография, но мы же не берем это во внимание!


Всё неслучайно…

- Вы верите в его величество случай, удачу?

- Более чем верю, тем более в своей работе.


Кадр из четырехсерийного художественного фильма "Щит и меч" (1968), снятого по одноименному роману Вадима Кожевникова Владимиром Басовым. На фото советский разведчик Александр Белов-Вайс (Станислав Любшин) и любимец Гитлера и друг Вайса Генрих Шварцкопф (Янковский)... (vokrug.tv)

…В 1967-м Саратовский театр гастролировал во Львове. Как-то Янковский зашел в гостиничный ресторан пообедать. А недалеко за столиком сидели Владимир Басов с женой Валентиной Титовой и другими членами съемочной группы будущего фильма «Щит и меч». Обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: «Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша». Басов согласился, что «ариец» подошел бы идеально, но где, мол, найти артиста с таким умным лицом? Хорошо, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому…



последняя кинороль Олега Янковского (2009) - Митрополит Филипп вместе с царем Иваном Грозным (Петр Мамонов). Кадр из фильма Павла Лунгина... (newtimes.ru)

Или еще был случай, когда на съемках фильма «Гонщики» в 1972 году Олег Янковский попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, полетела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины. Евгений Леонов, тоже снимавшийся в этом фильме, был так поражен, что по приезде в Москву без конца рассказывал всем о «счастливчике Янковском». Так это имя услышал режиссер театра Ленком Марк Захаров, вскоре пригласивший Янковского к себе. На этой сцене Олег Иванович проработал до мая 2009 года, до конца своей жизни…



Tags: ЗВЕЗДЫ, Янковский, журналистика, интервью-статьи
Subscribe
promo k_markarian december 20, 2012 15:36 149
Buy for 30 tokens
Привет! Правила в моем промо просты: можно предлагать любые записи, но только без разжигания национальной розни, порнографии, сцен насилия, других негативных картинок и политически ангажированных материалов. Кому нужно, воспользуется, а кому - нет, и не заметит.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 277 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →